Колесо — одно из величайших изобретений человечества — известно примерно с середины IV тысячелетия до н. э. Первоначально колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Во II тысячелетии до н. э. конструкция его совершенствуется: появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее для увеличения прочности колеса стал применяться металлический обод.
Процесс изготовления деревянных колес состоял из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса (последнее происходило не всегда).
Заготовкой для колеса служила древесина многолетнего дерева. Затем распаренные заготовки изгибали на круге: один конец закрепляли вместе с кругом железной шиной в выемке между кругом и упором, на свободный конец двое рабочих нажимали с силой руками. Когда закрепленный конец несколько сгибался, свободный конец закрепляли тросом или цепью, соединяли с жердью и продолжали гнуть.
Конец ободной заготовки окончательно изгибали при помощи ручного ворота, затем концы обода связывали проволокой или лыком. После оставляли обод вместе с шиной на круге, примерно на 30 минут для остывания и прострагивали рубанком для придания ему гладкости и правильной формы. На вогнутой стороне его просверливали гнезда, концы запаха обрезали.
Каждое деревянное колесо для телеги имело ступицу — центральную часть, соединяющуюся посредством спиц с ободом. Заготовки для ступиц из твердых лиственных пород сначала грубо отесывали топором, затем окончательно обрабатывали на токарных станках. После обточки ступицы в центре по продольной оси просверливали отверстие для надевания на ось повозки. Затем на ступицу деревянного колеса насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.
Спицы закрепляли одним концом в гнездах ступицы, другим — в гнездах обода.
Первой операцией при сборке колеса являлась сборка репья — ступицы с закрепленными путем забивания в ней спицами. Последней операцией становилась насадка обода на шипы спицы.