Станислав Степанович Косенков (11.10.1941—26.03.1993) — выдающийся художник-график, известный иллюстратор, заслуженный художник РСФСР и член Союза художников СССР и России, участник многочисленных выставок. Его работы неоднократно удостаивались высоких наград, премий и дипломов, среди которых золотые медали, полученные на международных конкурсах искусства книги в Германии и Чехословакии. Его художественное наследие составляет более 6 000 произведений, которые хранятся в крупнейших музеях, галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.
С.С. Косенков родился в селе Рождественка Прохоровского района Белгородской области. Его детство, которое пришлось на страшные годы Великой Отечественной войны и суровое послевоенное время, оказало глубочайшее влияние на его мировоззрение и художественное творчество. Потеря отца на фронте еще до его рождения, лишения и нищета стали неотъемлемой частью с ранних лет. Эта тяжелая детская травма, ощущение хрупкости мира и непрочности счастья, стали ключевыми мотивами, пронизывающими все его творчество.
Тема Великой Отечественной войны является основной в его произведениях. Однако, в отличие от многих художников, он не фокусируется на изображении масштабных батальных сцен. Его подход более психологичен и философичен. Он изображает последствия войны, отраженные в душах людей, в изломанной природе, в опустошенных деревнях, мастерски передает глубокое чувство трагедии, потери и неумолимого течения времени.
Каждая деталь, штрих и цветовая гамма подчеркивают эмоциональное напряжение, переживания и трагизм событий. Земля на его гравюрах часто изображена изрезанной оврагами, которые сам художник называл «ранами земли». Этот образ метафорически отражает глубокие шрамы, нанесенные войной не только людям, но и природе. В каждой работе прослеживается контраст между спокойствием и безмятежностью природы и глубоким душевным страданием его героев, противоречивостью и парадоксальностью реальности.
Художник отдавал предпочтение технике цветной линогравюры — виду гравирования на линолеуме, требующему исключительной точности и чувства материала. Эта техника позволяла ему достигать невероятной плотности цвета и выразительности. Характерной особенностью его работ является использование глубокого черного цвета, символизирующего смерть, постоянное присутствие тени войны в жизни его героев и всей страны. В его интерпретации, черный — это не просто цвет, а мощный художественный образ, символ общенациональной трагедии, присутствующий на всех уровнях его произведений.