В Абатском краеведческом музее представлена встречающаяся крайне редко в старообрядческом литье икона святителя Николы Можайского.
Существует предание о защите Можайска Николой. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком. Следуя ему, Можайск был осажден монголо-татарами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в ответ на молитвенное к нему обращение, в небе возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его.
Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.
Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению его изображений.
Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа.
Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены.
Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
Перед нами образец старообрядческого литья. Литье из меди — это специфический тип искусства, который уходит корнями глубоко в историю Древней Руси. Максимальное распространение медное литье приобрело в период XVII–XX веков, когда его практиковали в основном старообрядцы, опираясь на догмы их веры.
Технология отличалась простотой — использовался дешёвый медный сплав с добавками, который разливался в разнообразные формы. Кроме этого, можно было взять уже существующее изделие и применять его, как модель для отливки, что сделало меднолитейное производство широко распространённым в культурной среде ревнителей старой веры.