Нюренберг Амшей Маркович (1887−1979) — живописец, приверженец Парижской школы живописи, график, искусствовед, автор мемуарной прозы. Учился в Одесском художественном училище у профессора Кириака Костанди, продолжил образование в парижских частных Академиях художеств. В Париже познакомился с Марком Шагалом, в течение года делил с ним мастерскую в фаланстере ««La Ruche» («Улей»). Работал внештатным художественным корреспондентом в русскоязычной газете «Парижский вестник», дебютировал статьёй о выставке футуристов и кубистов в Париже в 1911 г.
Вернулся в Одессу в 1913 г., возглавил группу модернистского направления «Независимые» и открыл школу «Свободная мастерская» (1918). Участвовал в выставках одесских художников. После революции был назначен первым народным комиссаром искусств в Одессе, руководил Комитетом по охране произведений искусства и исторических зданий города. Переехал в Москву в 1920 г., являлся художественным корреспондентом газеты «Правда», работал с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТа». Преподавал в Высших художествено-технических мастерских, читал лекции о французском искусстве.
В 1924 г. участвовал вместе с Робертом Фальком и Александром Шевченко в совместной выставке, где представил свою серию азиатских работ. По просьбе Петра Кончаловского написал в 1925 г. манифест группы «Московские живописцы». В 1927−1929 гг. был командирован наркомом образования А.В. Луначарским в Париж в качестве посланника советской культуры. В начале 1930-х гг. являлся одним из организаторов московского отделения Союза художников.
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Художественном музее им. И.В. Савицкого (г. Нукус).