В коллекции Государственного музея Востока хранится вертикальный свиток с композицией в жанре хваджохва («цветы и птицы») кисти Хо Рёна (1809–1892), одного из наиболее значительных мастеров корейской живописи XIX в. Его учитель — выдающийся ученый, художник и каллиграф Ким Джонхи (1786–1857) — отзывался о нем как о «не знающем равных к востоку от реки Ялу [Амноккан]». Способности художника были высоко оценены и королем Хонджоном (1834–1849). Хо Рён проявил себя как человек «тройного превосходства», помимо живописи, демонстрируя талант в поэзии и каллиграфии.
#3
#4
Художник родился в глубокой провинции, на острове Чиндо у юго-западной оконечности Корейского полуострова, в обедневшей и утратившей свой привилегированный статус дворянской семье. В 28 лет он обучается живописи и каллиграфии в монастыре Тэхынса под руководством известного буддийского монаха Чхои (1786–1866). В 1839 г., после того, как Чхои пересылает одну из работ Хо Рёна своему другу Ким Джонхи и получает в ответ хвалебный отзыв, Хо Рён отправляется в столицу Ханян (ныне Сеул) и лично знакомится с Ким Джонхи, с которым сохраняет связь вплоть до ухода из жизни последнего. Даже в период ссылки учителя (1840–1848) он не менее трех раз навещает его на острове Чеджудо.
#5
Под влиянием Ким Джонхи Хо Рён работает в стилистке китайских мастеров так называемой «южной школы живописи» (кит. нань-цзун хуа, кор. намджонхва), культивировавших монохромную и тонированную живопись, отличающуюся выразительной «игрой кистью и тушью», тонкими тональными нюансами, вниманием к отображению глубинной сущности образа, к «пространству идеи». Он отдает предпочтение жанру пейзажа, технике «сухая кисть и бледная тушь», прозрачному светлому колориту.
#6
После смерти Ким Джонхи художник возвращается в родные места и целиком посвящает остаток жизни творчеству, обустроив студию-мастерскую «Уллимсанбан» («Кабинет в лесу заоблачных высей»). Он обращается к более широкому кругу тем и мотивов. В этот период его живописную манеру, помимо работы сухой кистью, отличает активное использование «густой туши», резкие перепады в тушевой палитре, тяга к открытой эмоциональности, непосредственности языка «лапидарной кисти».
#7
В поздние годы жизни особенно часто Хо Рён писал пионы, а также причудливой формы камни (кор. квесок). Поскольку пион считался символом богатства и знатности, его изображения пользовались популярностью у широкого круга заказчиков, и работы художника с таким сюжетом имели успех. Хо Рён даже получил прозвище Моран («Пион»). Используя один и тот же мотив, он каждый раз создавал неповторимый художественный образ. Работа из музейного собрания демонстрирует зрелое мастерство художника, его виртуозное владение разнообразными приемами монохромной живописи тушью. Густо-черными грубоватыми экспрессивными мазками он строит угловатую форму камня, около которого растут цветы; менее интенсивными пятнами изображает плотную поверхность листьев с беглым, но четким рисунком прожилок; тончайшими градациями туши передает хрупкость и нежность цветочных лепестков. Мазки сведены до точек в обозначении россыпи цветочных тычинок.
#8
Зрительный образ дополняет и раскрывает выполненная каллиграфическим почерком поэтическая надпись:
#9
Владыка Востока пожаловал пиону титул князя всех цветов
И подарил самые ценные и прелестные сорта с Неба.
И подарил самые ценные и прелестные сорта с Неба.
Перевод Рифтина Б.Л.
read morehide
Пион
Dimensions
80,5x35,5 cm
Technique
бумага, тушь
Collection
Exhibition
6
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share