Гиря — специально изготовленный предмет заданной массы, обладающий специальной формой и другими конструктивными особенностями.
Гири подразделяются на измерительные, часовые и спортивные. Первые имеют очень высокую точность изготовления и предназначены для взвешивания различных тел.
С появлением гирь впервые возникла идея о стандартизации, которая, правда, получила своё полное развитие в других сферах лишь через тысячи лет! Необходимость в стандартизации гирь настолько была всем очевидна, что торговцы безропотно ей подчинились.
На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Князья Владимир и Всеволод поручали «епископам наблюдать за мерами и весами», а за обвешивание и обмеривание велели «казнить близко к смерти».
Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными». Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.
В 1842 году в России в Петербурге было основано «Депо образцовых мер и весов», куда в 1892 году ученым-хранителем назначили Дмитрия Ивановича Менделеева. Год спустя оно стало именоваться «Главной палатой мер и весов», а сегодня называется Российским научно-исследовательским институтом метрологии и носит имя великого ученого.
Очень часто использовали шаровидные гири. Гиря шаровидной формы вверху с круглой ручкой. Низ гири сточен для устойчивости, из дна выбран лишний вес — имеется незначительное углубление.
Введение шаровидной формы гирь связано с новой техникой их отливки, определенной Указом Императора Павла I 1797 года. Уточнение веса в гирях шаровидной формы осуществлялось не надбавками, которые раньше наваривались к ручке гири, а высверливанием лишнего количества металла в нижней части гири. Для этого гиря отливалась несколько большего веса.
Гири подразделяются на измерительные, часовые и спортивные. Первые имеют очень высокую точность изготовления и предназначены для взвешивания различных тел.
С появлением гирь впервые возникла идея о стандартизации, которая, правда, получила своё полное развитие в других сферах лишь через тысячи лет! Необходимость в стандартизации гирь настолько была всем очевидна, что торговцы безропотно ей подчинились.
На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Князья Владимир и Всеволод поручали «епископам наблюдать за мерами и весами», а за обвешивание и обмеривание велели «казнить близко к смерти».
Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными». Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.
В 1842 году в России в Петербурге было основано «Депо образцовых мер и весов», куда в 1892 году ученым-хранителем назначили Дмитрия Ивановича Менделеева. Год спустя оно стало именоваться «Главной палатой мер и весов», а сегодня называется Российским научно-исследовательским институтом метрологии и носит имя великого ученого.
Очень часто использовали шаровидные гири. Гиря шаровидной формы вверху с круглой ручкой. Низ гири сточен для устойчивости, из дна выбран лишний вес — имеется незначительное углубление.
Введение шаровидной формы гирь связано с новой техникой их отливки, определенной Указом Императора Павла I 1797 года. Уточнение веса в гирях шаровидной формы осуществлялось не надбавками, которые раньше наваривались к ручке гири, а высверливанием лишнего количества металла в нижней части гири. Для этого гиря отливалась несколько большего веса.