То, что мы можем рассматривать это произведение — уже чудо. После постановления 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и анонимной статьи в «Правде» «О художниках-пачкунах» работы авангардистов в музеях просто уничтожались. Эта картина сохранилась в частной коллекции и была приобретена музеем-заповедником в 1986 г. Она — подлинный свидетель перестройки искусства и общественного сознания в первые годы советской власти в России.
#2
#3
Николай Михайлович Григорьев — один из русских авангардистов, следовавших заветам К.С. Малевича: «Если ты стремишься изучать искусство — изучай кубизм». Художника увлекает игра форм и объемов в пространстве картины с сохранением реалистичности изображаемого. С помощью цвета он делает этот мир яснее и ярче. Можно сказать, что в своем искусстве 1910–1920-х годов он строит идеальный новый мир, к которому стремилась революция. Именно ссыльные революционеры в родной Вятской губернии повлияли на его развитие в юности и помогли ему отправиться в Казань учиться живописи. Продолжая художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он с головой окунулся в круговерть новейших течений, в которых выработал свой стиль.
#21
Но как темой картины в 1920 г. стал футбол? Ответ в том, что спорт вообще был частью идеологической борьбы. До революции футбол был популярен в промышленных центрах.
#5
Футбольная команда г. Гусь-Хрустальный Владимирской губернии. 1911 г. 16,3×22,5 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#6
Игра привлекала динамичностью, командным характером и красотой не только движений, но и формы: гетры, бутсы, трусы и фуфайки на шнуровке с воротничком, — ярко и оригинально.
Крупные заводы имели футбольные любительские команды. Общества любителей спорта устраивали городские соревнования.
#8
Сборная команда г. Владимира по футболу. 1916 г. 8,5×13,5 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#9
После революции футбол был поставлен на службу новому государству. Повсеместно профсоюзы проводят массовые соревнования, а в мае 1920 г. Всевобуч (организация всеобщего военного обучения) провел во многих городах День спорта. Во Владимире с 1920 г. проводятся первенство не только Владимира, но и губернии.
#10
Футбольная команда «Искра» — победитель первенства г. Владимира 1921 г.
7×11,5 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
7×11,5 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#11
Диплом Владимирского Клуба Спорта футбольной команде «Искра» (капитан Аверин), занявшей 1 место в осеннем первенстве г. Владимира. 1 октября 1921 г. Бумага, акварель, рукопись, машинопись. 31,8×20,4 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Капитан команды Александр Георгиевич Аверин (1897–1962) — известный владимирский спортсмен и организатор спорта, стоит третий справа.
Весь состав команды перечислен в исполненном вручную дипломе за 1 место в осенних соревнованиях (Осенней лиге) Владимирского клуба спорта (ВКС) 1921 г.: Команда «Искра»: голь (голкипер, вратарь): Язвиков, бэки (защитники): Юрасов, Аверин (капитан), хавбэки (полузащитники): Иванов В., Взоров, Иванов Ев., форварды (нападающие): Мухин, Щедрицкий, Красовский, Оленев, Юрасов, запасные: Крашенинников, Крашенинников.
#19
Футбольная команда КИМ (Коммунистического интернационала молодёжи), завоевавшая кубок г. Владимира в 1924 г. 1924 г.
14,5×22,3 см. Собрание ГВСМЗ. На обороте — рукописные надписи: «А, ну-ка излови? Попробуй!» «Футбольная ком. г. Владимира Слева кап. команды Максимов Михаил в центре в кепке секретарь Влад. губкома комсомола Всевол. Полторацкий»
#13
Футбол советских тружеников как коллективная игра и официально одобренный вид отдыха противопоставлялся западному коммерческому и индивидуалистическому футболу. Шли даже споры о месте этой игры в советском обществе: нужен ли футбол, не повышающий производительность труда (как зарядка, например) и ведущий к травмам игроков? Но равнение на гармонично развитого и проводящего свободное время в организованных командных состязаниях патриота вместе с человеческим азартом и красотой этой игры — победили! Чемпионат РСФСР по футболу состоится в 1922 г., а в 1923 впервые выедет за рубеж сборная футбольная команда страны и успешно выступит в Швеции, Норвегии, Германии. Коммунистический спортивный интернационал будет устраивать международные игры.
#14
Гусь-Хрустальный. Норвежская футбольная команда. 1923 г. 16,8×22,5 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#20
Момент игры футбольного матча между сборной Владимирской губернии и сборной Саксонии. 25 мая 1927 г.
9×14,2 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#23
Футбол стал частью физического воспитания нового человека, а Николай Григорьев — первым советским художником, изобразившим, как под деревьями на фоне производственных строений с высокой трубой взрослые люди «гоняют мяч».
#17
Кубок спортивный с крышкой «Футбол». 1930-е гг. Гусевской хрустальный завод. Хрусталь бесцветный, выдувание в форму, грань алмазная. 30,8×13,5 см
«Футбол» Н. Григорьева остался свидетелем «эпохи перемен» в искусстве и общественном сознании страны, когда даже спорт должен был «стоять на правильных идейных позициях».
Художник сумел почувствовать раньше всех, что игра становится элементом пропаганды.
Вслед за ним в живописи появятся «Футбол» Александра Дейнеки (1924 г.), «Футбол» Юрия Пименова (1926 г.), «Спартакиада Балтфлота» (1933 г.) и «Футбольный матч СССР — Турция» (1935 г.) Николая Дормидонтова и др. В кино все будут ходить на фильм «Вратарь» (1936 г.) и зачитываться книгами Юрия Олеши («Зависть» 1937 г.) и Льва Кассиля («Вратарь республики» 1938 г.).
Даже балет на музыку Д. Шостаковича «Золотой век» (1930 г.) был поставлен по сюжету из жизни советской футбольной команды. Но всё это будет позже, первым в истории советского искусства останется «Футбол» Николая Михайловича Григорьева.
#22
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
read morehide
Футбол
Dimensions
72x375 cm
Technique
холст на картоне, бумага, масло
Collection
Exhibition
13
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share