Эдмунд Рудольфович Рейтлингер, служивший директором гимназии с 1873 по 1884 гг. писал:
Фотография Н.А. Белелюбского
В актовой же зале помещаются две золотые доски, на которых записываются фамилии воспитанников гимназии, награждаемых серебряными и золотыми медалями.
Н.А. Белелюбский
Его отец — Аполлон Васильевич, штабс — капитан, инженер. Спроектировал водопровод в г. Новочеркасске. В 50-е годы XIX в был переведен в Таганрог с той же целью.
В 1867 г. Н.А. Белелюбский блестяще закончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Его имя, как лучшего по выпуску, было занесено на мраморную доску института. Диплом гражданского инженера путей сообщения с правом производства строительных работ открывал молодому инженеру огромные перспективы как научной, так и практической деятельности.
После двухгодичного повышения профессиональных знаний в Германии, преподавал в петербургских институтах, одновременно занимаясь научно-исследовательской и проектной работой в области строительной механики и мостостроения.
Николай Аполлонович спроектировал более ста мостов, в том числе величайший для своего времени по протяженности и совершенству конструкции Сызранский мост через Волгу, соединивший железнодорожную сеть центра России с Заволжьем и Сибирью; двухъярусный мост через Днепр возле Днепропетровска, разрушенный во время Великой Отечественной войны; Обский мост, связавший два самых крупных и значимых участка Транссиба — Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. Руководил первой в России лабораторией по испытанию сопротивления материалов и являлся президентом Международного общества испытания материалов (1912).
Мост через Обь по проекту В.А. Белелюбского
В 1897 году Н.А. Белелюбский встречался в Париже с А.П. Чеховым, где они обсуждали идею создания в Таганроге городского музея. Годом позже он присылал в Таганрог поздравительную телеграмму с двухсотлетием со дня основания города.
20 июля 1904 года газета «Приазовский край» информировала читателей о том, что в Таганрог пришло письмо от бывшего ученика таганрогской мужской гимназии Н.А. Белелюбского, в котором «заслуженный профессор г. Белелюбский в письме на имя городского головы Н.А. Лицына выражает соболезнование по случаю кончины А.П. Чехова, воспитанника таганрогской гимназии. На ряду с этим Белелюбский сообщает, что им будет разобран архив его покойного отца инженера А.В Белелюбского. В этом архиве содержатся сведения, относящиеся к проекту водопровода в Таганроге, разработанного его отцом. Узнав из газетного отчета о том, что в одном из думских заседаний шла речь об этом проекте, г. Белелюбский просит городского голову сообщить — представляют ли еще имеющиеся в его распоряжении сведения интерес для города?».
Вся жизнь Николая Аполлоновича — пример самоотверженного служения на благо России. К его научному и практическому наследию современные инженеры обращаются до сих пор при необходимости решить сложные задачи. А пройтись по первому в России арочному мосту, который был построен без единого гвоздя и спаек, в настоящее время можно в г. Боровичи Новгородской области.