Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «Honor of the Borodino Day»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Долина призрака смерти

Dimensions
29х40 см cm
Technique
Бумага, фототипия
3
Open in app
#1
Неизвестный автор с оригинала Дж. Гилрея
Долина призрака смерти
#2
Англия второй половины XVIII — первой четверти XIX века была «Отечеством карикатуры и пародии» (А. С. Пушкин). Свобода прессы, отсутствие цензуры, активность среднего класса сделали это время «золотым веком» английской карикатуры. Более полусотни издательств ежедневно выпускали сатирические листы, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров. 

Профессиональные художники и любители (даже из высшего общества) оперативно и остроумно откликались на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Карикатурные эстампы были не только эффективным способом передачи новостей, но использовались и как средство политической пропаганды. Сотрудничая с властью и выполняя соответствующие заказы, карикатуристы даже получали правительственные пособия. Но в целом карикатура всё же отражала общественное мнение, как того требовали законы рынка. 

Английские карикатуры широко распространялись и за пределами «туманного Альбиона», их с удовольствием покупали в Европе и даже в России. Наполеон — излюбленный персонаж многих карикатуристов, был взбешён английскими «пасквилянтами». В 1802 году, при заключении Амьенского мира с Англией, Бонапарт даже потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни. 
 
Английская карикатура, буквально, совершила переворот в европейской сатирической графике. Но ещё интереснее то, что именно благодаря карикатурным эстампам в европейском сознании закрепились многие национальные стереотипы. Так и мифы о России, до поры известные лишь по книгам или рассказам, теперь получили мощное визуальное воплощение в эффектных, запоминающихся образах, наводнивших всю Европу. В частности, с той поры за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя. 

Так, в этой карикатуре известный английский карикатурист Джеймс Гилрей изобразил Россию в образе могучего медведя, который вырывает приковывающую его цепь из руки малорослого Бонапарта. Осенью 1808 года для Бонапарта начался период тяжёлых испытаний, поэтому карикатурист поместил его в «долину смертной тени». Война в Испании (которая изображена на карикатуре в виде «всадника смерти») безнадёжно затянулась и сулила одни несчастья. На помощь испанцам пришла британская армия, и французские войска терпели одно поражение за другим. 

Англичане надеялись на то, что союз России и Франции не будет прочным, и были правы. Отношения между странами портились не по дням, а по часам. 
 
Выход из всех трудностей и противоречий Наполеон видел в победоносной войне. Он продолжал отправлять войска в Испанию и готовил огромную армию против России. Великий полководец был уверен, что когда вся Европа станет послушна его воле, Англия капитулирует.

#3
Неизвестный автор. Взаимные почести в Тильзите или Обезьяна, Медведь и Орёл. 
Обезьяна-Наполеон вешает на шею Медведя-Александра орден Почётного Легиона. Сам Наполеон уже украшен русским орденом Андрея Первозванного. В образе Орла, лишившегося одной головы, — Пруссия, которая потеряла значительную часть территории при заключении мира в Тильзите.
#4
read morehide

Долина призрака смерти

Dimensions
29х40 см cm
Technique
Бумага, фототипия
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%