Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча

Dimensions
61,5x146,5 cm
Technique
дерево, темпера
10
Open in app
#2

Происхождение

#10
В Третьяковскую галерею икона поступила из Успенского собора Московского Кремля, где она помещалась на южной стене, над гробницей митрополита Филиппа.

Хотя первоначальное происхождение иконы остается неизвестным, ее обычно связывают с владимиро-суздальскими землями и датируют временем от конца XII до первой трети XIII столетия.

Существует предположение, что Деисус мог находиться среди чтимых владимирских икон, привезенных для поновления из Владимира в Москву в 1518 году.
#11
Успенский собор Московского кремля.
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
#9
По мнению некоторых исследователей, он создан в русской иконописной мастерской, в которой работали греческие художники из Фессалоник. Наиболее вероятным местом существования такой мастерской является именно Владимир, куда солунские мастера были, по-видимому, приглашены после 1197 года для работы в Дмитровском соборе.
#4

Сюжет и иконография

#5
Изображения Христа Вседержителя с предстоящими Ему в молитве Богоматерью и Иоанном Предтечей получают распространение в искусстве византийского мира в X–XI веках. На русской почве они известны под названием деисусов (греческое слово «деисис» означает в переводе моление, прошение). Главным их содержанием является тема Второго пришествия и Страшного суда — Христос выступает здесь как Вседержитель и Судия, а представленные по сторонам от Него Богоматерь и Иоанн Креститель возносят молитвы о спасении человеческого рода. Вместе с тем Деисус мог пониматься и как символический образ Церкви, пребывающей в молитве перед своей главой — Христом, особенно в тех случаях, когда к трем центральным персонажам добавлялись изображения других святых, располагавшиеся по чинам.

Именно эсхатологическая и литургическая символика предопределила включение подобных изображений в декорацию алтаря и предалтарного пространства византийских и древнерусских храмов. Уже в XII–XIII веках деисусные иконы вытянутого формата могли ставиться поверх алтарных преград, непосредственно над Царскими вратами. К числу подобных икон, появление которых стало первым шагом на пути формирования высокого иконостаса, вероятно, принадлежал и данный «Деисус».
#6

Художественные особенности и стиль

#7
Стиль иконы носит переходный характер. Лик Богоматери отличается плавностью контуров, обобщенностью рельефа и некоторой массивностью форм, которые наряду с яркостью и насыщенностью цвета, сближают «Деисус» с произведениями ХIII века. В свою очередь активные линейные разделки лика Иоанна и его аскетический облик более похожи на искусство позднего XII века.

read morehide

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча

Dimensions
61,5x146,5 cm
Technique
дерево, темпера
10
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%