Богоматерь Великая Панагия
Dimensions
193,2x120,5 cm
Technique
дерево, яичная темпера
Collection
20
Open in app#2
#3
Икона была обнаружена в 1919 году реставрационной экспедицией в одной из кладовых Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, исполнена для Спасо-Преображенского монастырского собора, заложенного в 1216 году при ярославском князе Константине Всеволодовиче.
#4
Сюжет и иконография
#5
Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками (такую позу заступнической молитвы также называют позой оранта, от лат. orans — «молящийся») и юным Христом в медальоне на груди, как полагают некоторые исследователи, восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе — Богоматери Влахернитиссы. Более точное название этого иконографического типа «Великая Панагия»; на Руси оно преобразовалось затем в форму «Знамение».
Главное содержание этого образа — схождение на землю Сына Божия и Его воплощение от Богоматери. Тему Боговоплощения дополняют символические мотивы, связанные с Божественной литургией (небесному богослужению), — медальоны с фигурами архангелов Михаила и Гавриила в богослужебных одеждах в верхней части иконы и двухстороннее архиерейское благословение младенца Христа, позволяющее видеть в Нём не только символический образ жертвы, которой поклоняются ангелы, и Того, Кто эту жертву приносит.
Сопоставление Христа-жертвы и Христа-священника с образом предвечного Христа — Слова Божия, сходящего в мир, может восприниматься как непосредственная иллюстрация молитвы, которую произносит священник на литургии во время Великого Входа: «То бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом». Образ Богоматери в этом контексте также получает дополнительный символический оттенок: она становится тем храмом, в котором совершается предвечное литургическое действо.
Главное содержание этого образа — схождение на землю Сына Божия и Его воплощение от Богоматери. Тему Боговоплощения дополняют символические мотивы, связанные с Божественной литургией (небесному богослужению), — медальоны с фигурами архангелов Михаила и Гавриила в богослужебных одеждах в верхней части иконы и двухстороннее архиерейское благословение младенца Христа, позволяющее видеть в Нём не только символический образ жертвы, которой поклоняются ангелы, и Того, Кто эту жертву приносит.
Сопоставление Христа-жертвы и Христа-священника с образом предвечного Христа — Слова Божия, сходящего в мир, может восприниматься как непосредственная иллюстрация молитвы, которую произносит священник на литургии во время Великого Входа: «То бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом». Образ Богоматери в этом контексте также получает дополнительный символический оттенок: она становится тем храмом, в котором совершается предвечное литургическое действо.
#6
Художественные особенности и стиль
#7
Светлый, «сияющий» колорит в письме ликов, обилие золота и необычный способ его наложения — широкими полосами и пятнами — позволяют выявить еще один, очень важный оттенок в общем замысле иконы: Боговоплощение представлено здесь как явление в мир Божественного Света. Сама же Богоматерь в соответствии с толкованиями богословов и гимнографов, воспринимается как «светоприимная свеча», «врата света», через которые в мир приходит божественная благодать.
read morehide
Богоматерь Великая Панагия
Dimensions
193,2x120,5 cm
Technique
дерево, яичная темпера
Collection
20
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share