Скульптурное изображение одного из самых известных деятелей буддийской церкви, тибетского проповедника Лобзанг Дакпы по прозвищу Цонкапа (1357–1419). Его биография хорошо известна благодаря жизнеописаниям, которые оставили его многочисленные ученики и последователи.
#3
Цонкапа
#4
#5
Икона с изображением Цонкапы и его учеников. Тибет, XIX век
Дже Цонкапа (монг. Цзонхава) родился и вырос в долине Цонка провинции Амдо на востоке Тибета, в семье богатых и благочестивых мирян. С раннего детства в нем проснулась невероятная тяга к обретению духовных знаний. Цонкапа много путешествовал, посетил почти все крупные монастыри Тибета и обучался у наставников разных направлений тибетского буддизма. Одарённый необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты.
#6
Получив представление обо всех существовавших на тот период концепциях буддийских школ, Цонкапа пришел к выводу о необходимости реформ, которые позволили бы уравновесить и взаимодополнить тантрические йогические практики и теоретические первоосновы буддизма.
#7
Цонкапой написано множество трудов, но самым выдающимся его произведением является «Большое руководство к этапам пути пробуждения» (тиб. ламрим ченпо). Созданная им новая школа гелуг, впоследствии стала главенствующей в Тибете, именно ее иерархи получают титул «Далай-лама».
Цонкапа. Бурятия. XIX век
#8
В результате проведенных Цонкапой реформ вновь становится обязательным соблюдение монахами обета безбрачия; усиливалась роль наставника-учителя; было установлено новое одеяние и головные уборы для духовенства — желтого цвета, что соответствовало цвету монашеского одеяния Будды Шакьямуни и его первых учеников. Поэтому школу гелуг часто называют желтошапочной. Кроме того, были внесены изменения в иконографию буддийских изображений, а также введена традиция украшения священных скульптур драгоценными ожерельями и облачением из дорогой ткани.
#10
Манджушри. Китай, XV век, стиль эпохи императора Юнлэ (1403–1424)
#11
Биографы Цонкапы считали, что учитель был очень красив, так как имел круглую голову, широкий лоб, мягкие брови, вытянутые мочки ушей, длинные пальцы, тонкую талию, красивые глаза и белый цвет кожи. Именно такой образ представлен в данном скульптурном изображении.
Цонкапа восседает в позе медитативного созерцания (дхьянасана) на лотосовом пьедестале. На учителе — одежда тибетского монаха: накидка с тонким гравированным орнаментом поверх рубашки без рукавов, на голове — высокая остроконечная шапка с длинными отворотами. Руки находятся на уровне груди в «жесте Учения» или «поворота колеса Дхармы» (дхармачакрамудра). Сам Цонкапа почитается как земное воплощение Манджушри — бодхисаттвы мудрости. Поэтому часто изображается с его характерными атрибутами — мечом, рассекающем тьму невежества и книгой — символом мудрости.
Цонкапа восседает в позе медитативного созерцания (дхьянасана) на лотосовом пьедестале. На учителе — одежда тибетского монаха: накидка с тонким гравированным орнаментом поверх рубашки без рукавов, на голове — высокая остроконечная шапка с длинными отворотами. Руки находятся на уровне груди в «жесте Учения» или «поворота колеса Дхармы» (дхармачакрамудра). Сам Цонкапа почитается как земное воплощение Манджушри — бодхисаттвы мудрости. Поэтому часто изображается с его характерными атрибутами — мечом, рассекающем тьму невежества и книгой — символом мудрости.
#12
Подобные крупные скульптуры, изготовленные из дерева, встречаются довольно редко. Несмотря на то, что данное произведение выполнено в строгом соответствии с классическим иконографическим каноном буддийских изображений XVII–XIX вв., отличительной его особенностью является удивительная композиционная стройность, мягкость и плавность линий, эмоциональная выразительность.
read morehide
Цонкапа
Dimensions
88x63 cm
Technique
дерево, лак, резьба
Collection
Exhibition
5
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share