Согласно, толкового словаря В.И. Даля слово «чернильница» означает сосудец разного вида, для держанья чернил на письменном столе. Этот прибор появился сразу после изобретения чернил, так как возникла необходимость в сосудах для их хранения.
В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные. Для богатых домов изготавливались ёмкости из драгоценных материалов. Постепенно чернильницы из простой принадлежности для письма превратились в настоящие произведения искусства. Предмет показывал статус владельца и его роль в обществе. Над их созданием трудились лучшие ювелиры, художники и скульпторы. Лучшими мастерами стеклянных чернильниц были англичане, именно они придумали конусную воронку, которая не давала вытекать чернилам, даже если они опрокинутся. Свой вклад в производство внёс даже знаменитый российский ювелир Карл Фаберже. С середины XVIII по XIX века чернильница пережила свой золотой век. Ей не только пытались удивить окружающих, но и помещали на гербы городов и именитых родов.
Внешний вид и размеры тоже были весьма разнообразны. Одни весили несколько килограммов и всегда располагались по центру стола, как правило, выполняя декоративную функцию. Существовали и менее затейливые приборы, состоявшие только из чернильницы и песочницы на подставке. Кроме этого были и такие, которые предназначались для постоянного ношения с собой. Такие чернильницы подвешивали на цепочках или верёвочках через специальные отверстия. Популярными сюжетами для оформления служили изображения животных, людей, кораблей, мифических персонажей.
В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные. Для богатых домов изготавливались ёмкости из драгоценных материалов. Постепенно чернильницы из простой принадлежности для письма превратились в настоящие произведения искусства. Предмет показывал статус владельца и его роль в обществе. Над их созданием трудились лучшие ювелиры, художники и скульпторы. Лучшими мастерами стеклянных чернильниц были англичане, именно они придумали конусную воронку, которая не давала вытекать чернилам, даже если они опрокинутся. Свой вклад в производство внёс даже знаменитый российский ювелир Карл Фаберже. С середины XVIII по XIX века чернильница пережила свой золотой век. Ей не только пытались удивить окружающих, но и помещали на гербы городов и именитых родов.
Внешний вид и размеры тоже были весьма разнообразны. Одни весили несколько килограммов и всегда располагались по центру стола, как правило, выполняя декоративную функцию. Существовали и менее затейливые приборы, состоявшие только из чернильницы и песочницы на подставке. Кроме этого были и такие, которые предназначались для постоянного ношения с собой. Такие чернильницы подвешивали на цепочках или верёвочках через специальные отверстия. Популярными сюжетами для оформления служили изображения животных, людей, кораблей, мифических персонажей.
Чернильница из коллекции Ишимского музейного комплекса необычна по форме, и состоит из подставки в виде раковины с рельефным краем и двух емкостей с крышкой для чернил. Она поступила на хранение еще в 1998 году.