Реконструкция по женскому черепу из Чегадинского могильника пьяноборской культуры антрополога Галины Вячеславовны Лебединской.
Пьяноборская культура: культурно-историческая общность, существовавшая во II веке до н. э. — II/ IV веке н. э. в Нижнем Прикамье и по реке Вятке. Культура так названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме), открытым в 1880 году. Термин Пьяноборская культура был введен в 1901 году А.А. Спицыным, датировавшим эти древности V–VII вв. н. э.
Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км.
В 1980-х гг. археолог В.Ф. Генинг собственно Пьяноборскую культуру в устье Белой переименовал в чегандинскую и ввел термин Пьяноборская культурно-историческая общность.
Бытовали городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе. Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Заслуживают внимания выявленные на городище остатки сооружений для получения железа. У Пьяноборского населения окончательно вышли из употребления бронзовые орудия труда и оружие, но бронзолитейное производство сохранилось и было связано с изготовлением главным образом украшений и принадлежностей костюма.
Могильники бескурганные, содержат большое число захоронений. Работами исследователей установлено, что на площади могильников выделяются группы захоронений, оставленных большими патриархальными семьями.
В мужских погребениях обычны наконечники стрел и копий, железные мечи, удила. Для женских погребений характерны височные подвески, различные бляшки и накладки, украшавшие одежду и обувь, ожерелья из бус, перстни, браслеты, женские пояса в виде эполет. Керамический материал с поселений представлен обломками круглодонных сосудов чашевидной и горшковидной формы, орнаментированных пояском ямочных вдавлений по шейке, иногда насечками по венчику.
Пьяноборская культура: культурно-историческая общность, существовавшая во II веке до н. э. — II/ IV веке н. э. в Нижнем Прикамье и по реке Вятке. Культура так названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме), открытым в 1880 году. Термин Пьяноборская культура был введен в 1901 году А.А. Спицыным, датировавшим эти древности V–VII вв. н. э.
Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км.
В 1980-х гг. археолог В.Ф. Генинг собственно Пьяноборскую культуру в устье Белой переименовал в чегандинскую и ввел термин Пьяноборская культурно-историческая общность.
Бытовали городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе. Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Заслуживают внимания выявленные на городище остатки сооружений для получения железа. У Пьяноборского населения окончательно вышли из употребления бронзовые орудия труда и оружие, но бронзолитейное производство сохранилось и было связано с изготовлением главным образом украшений и принадлежностей костюма.
Могильники бескурганные, содержат большое число захоронений. Работами исследователей установлено, что на площади могильников выделяются группы захоронений, оставленных большими патриархальными семьями.
В мужских погребениях обычны наконечники стрел и копий, железные мечи, удила. Для женских погребений характерны височные подвески, различные бляшки и накладки, украшавшие одежду и обувь, ожерелья из бус, перстни, браслеты, женские пояса в виде эполет. Керамический материал с поселений представлен обломками круглодонных сосудов чашевидной и горшковидной формы, орнаментированных пояском ямочных вдавлений по шейке, иногда насечками по венчику.