Чайник в стиле рококо, с рельефным цветочным декором, лепным навершием на крышке и витой бронзовой ручкой был выполнен в Германии в 1760-х гг. Тулово чайника расписано двумя жанровыми сценами, изображающими игроков в карты, одна из них исполнена по образцу произведения французского художника Шарля Эйзена (1720–1778) «Игра в комету», известного по гравюре Жака-Филиппа Леба (1707–1783).
Чайник шарообразный
Technique
фарфор, бронза; рельеф, надглазурная полихромная роспись, золочение
Collection
Exhibition
3
Open in app#3
#4
Чайник шарообразный
#14
Подставка после реставрации
#5
Традиционно подобные большие чайники имели фарфоровую подставку-таган. Внутри такого тагана помещалась спиртовка для поддержания температуры воды в чайнике. В процессе реставрации в коллекции музея был обнаружен таган, произведенный на той же мануфактуре в XVIII в., по своим стилистическим особенностям соответствующий чайнику.
#6
Реставрация
#12
В процессе демонтажа
#8
Чайник поступил в мастерскую со следами предыдущей реставрации, загрязнениями и утратами. Был проведен демонтаж бронзовой ручки, расшивка старой склейки на крышке чайника и общая очистка деталей, в том числе от коррозии на металле и ее следов на тулове чайника. Фрагменты крышки очищены от следов предыдущей реставрации и склеены заново. Швы склейки замастикованы и особенно деликатно затонированы, принимая во внимание, что шов походил непосредственно по миниатюрному живописному изображению. После этого все тонировки были покрыты консервирующим лаком.
#13
После реставрации
#10
Для восполнения утраченного навершия на крышке чайника была проведена работа в музеях по поиску аналогов. В результате был выбран наиболее подходящий по колористическому сочетанию с декором чайника вариант в виде сливы (среди возможных — лимон, гранат, клубника, роза и др.). Аналог был найден в фондах музея-усадьбы Кусково. В форму, снятую с навершия крышки, было отлито восполнение из доделочной массы. Восполненный фрагмент тонирован, покрыт консервирующим составом и приклеен на место утраты. После этого произведен монтаж ручки с фарфоровой вставкой на тулово чайника.
#15
До реставрации
#16
После общей очистки тагана реставратор перешел к восполнению недостающих элементов декора — стебельков, листочков, лепных цветов и отдельных лепестков. Некоторые детали (стебельки и края лепестков) были вылеплены из доделочной массы вручную, другие (цветы и листья) — выполнены методом отливки в форму. Все восполнения тонированы и приклеены на места утрат. Швы склейки замастикованы, затонированы и покрыты консервирующим лаком, потертости позолоты восполнены твореным золотом.
#17
До и после реставрации
#18
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Чайник шарообразный
Technique
фарфор, бронза; рельеф, надглазурная полихромная роспись, золочение
Collection
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share