Золотая цепь с клеймами «56» на звеньях и «AI» — на застежке-карабине. Проба «56» называется золотниковой; она означает, что на 96 частей приходится 56 частей чистого золота. Проба была введена в России Петром Первым и просуществовала до 1927 года. Сегодня ей соответствует проба 585, самая распространенная в золотых изделиях. Застежка-карабин с клеймом «AI» была добавлена к цепи позже.
Несмотря на значительную для ювелирного украшения длину 2,12 метра, цепь весит всего 65 граммов. Это достигается за счет почти невесомых полых звеньев. Они сделаны методом гальванопластики, когда слои золота оседают на форме под воздействием электрического тока. Звенья соединены якорным плетением. Прообраз этого способа — обычная якорная цепь, где звенья крепятся друг к другу под углом 90 градусов. Сегодня, с развитием технологий и инструментов, якорное плетение бывает самых разных видов и форм.
История золотой цепи уходит во времена Древней Греции, Египта и Древнего Рима. Тогда украшение указывало на высокий статус владельца. Золотая цепь упоминается как символ власти и в Ветхом Завете: «И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему». В Средневековой Европе массивные золотые цепи оставались атрибутом знати, их даже использовали как платежное средство, отделяя какое-то количество звеньев. В XVI веке золотые цепи стали самостоятельным украшением. В торговых городах — Генуе и Венеции — горожане носили их повсеместно, а регионы Венетто и Тоскана стали мировыми центрами производства ювелирных цепей. В XVII веке цепи стали носить не только на шее. Со временем появлялись различные вариации: цепочка на талии (шатлен), цепочка с кулоном и цепочка на спине (сотуар), цепочка на теле (бодичейн). В конце XVIII века появились станки, и цепи почти перестали делать вручную. Сегодня за такую кропотливую и монотонную работу берутся единицы ювелиров.
Какое же предназначение у этой цепи? Она слишком длинная для того, чтобы крепить карманные часы. Цепь может быть ювелирным украшением, которое нужно обернуть вокруг шеи несколько раз или — на что намекает застежка-карабин — быть цепочкой для крепления лорнета. При приеме предмета в Музей выяснилось, что его прежние владельцы из-за загрязнений не подозревали о том, что цепь сделана из золота и имеет историческое значение, и выгуливали на ней комнатную собачку.