Венчание является важнейшей частью русского свадебного обряда. Долгое время после принятия христианства на Руси брачная традиция сохраняла языческие приметы, несмотря на строгие запреты церковных властей. Поначалу чин венчания не был устойчивым, его обрядовая сторона слагалась постепенно на протяжении нескольких веков. Однако если текст церковного чинопоследования вступления в брак достаточно полно приводится в Служебнике митрополита Киприана уже в 1387 г., то сведений, касающихся канонов изготовления атрибутов венчального обряда — брачных венцов, — даже в XVIII в. в Восточной церкви не существовало.
Исключение составляло правило изображения образа Христа на мужском венце и образа Богородицы — на женском.
Ранние венцы XVII в. из бересты имеют простую архаичную форму обруча. Их внешняя поверхность покрыта левкасом и расписана темперными красками. На мужском венце в центре — поясное изображение Спаса Вседержителя, двуперстно благословляющего правой рукой, с «державой» — в левой. Справа и слева от него — парящие шестикрылые херувимы. На противоположной стороне обруча — херувим с распростертыми крыльями. На женском венце в центре изображение Божией Матери «Знамение». Справа от нее — серафим, слева — херувим, на противоположной стороне так же, как и на мужском венце, — херувим.
Внутренняя поверхность венцов не покрыта левкасом и не расписана. Благодаря этому можно видеть конструктивные особенности соединения обруча и фактуру материала. На женском венце, справа от образа Богородицы, над изображением херувима, заметен небольшой скол левкаса, под которым раскрывается полихромный графический орнамент раннего происхождения. Поновление росписи архаичного по форме берестяного венца говорит об особо бережном отношении к данному предмету. Его сохранение — это не только рачительное отношение к имуществу. Участвуя во многих свадебных церемониях, сопровождающихся молитвенным действием, венец превращался в святыню.
Исключение составляло правило изображения образа Христа на мужском венце и образа Богородицы — на женском.
Ранние венцы XVII в. из бересты имеют простую архаичную форму обруча. Их внешняя поверхность покрыта левкасом и расписана темперными красками. На мужском венце в центре — поясное изображение Спаса Вседержителя, двуперстно благословляющего правой рукой, с «державой» — в левой. Справа и слева от него — парящие шестикрылые херувимы. На противоположной стороне обруча — херувим с распростертыми крыльями. На женском венце в центре изображение Божией Матери «Знамение». Справа от нее — серафим, слева — херувим, на противоположной стороне так же, как и на мужском венце, — херувим.
Внутренняя поверхность венцов не покрыта левкасом и не расписана. Благодаря этому можно видеть конструктивные особенности соединения обруча и фактуру материала. На женском венце, справа от образа Богородицы, над изображением херувима, заметен небольшой скол левкаса, под которым раскрывается полихромный графический орнамент раннего происхождения. Поновление росписи архаичного по форме берестяного венца говорит об особо бережном отношении к данному предмету. Его сохранение — это не только рачительное отношение к имуществу. Участвуя во многих свадебных церемониях, сопровождающихся молитвенным действием, венец превращался в святыню.