Скульптурный портрет князя Владимиро-Суздальского Андрея Боголюбского, которому его отец, Юрий Долгорукий поручил строительство первой зафиксированной в летописи московской крепости на Боровицком холме, был создан М. М. Герасимовым в 1941 году. Князь Андрей Юрьевич, живший в XII веке, вошел в историю не только как мудрый правитель, способствовавший расцвету Владимиро-Суздальского княжества (в состав которого на тот момент входили и московские земли), но и как «боголюбивый» христианин, причисленный Русской православной церковью к лику святых. При нем был построен знаменитый Успенский собор и Золотые ворота города Владимира. По сообщению русских летописей, Андрей Боголюбский пал жертвой боярского заговора и был убит 29 июня 1174 года в зените политического могущества и еще полный физических сил. Его могила находилась во Владимирском Успенском соборе. После Октябрьской революции, в 1935 году, рентгенологическое исследование подтвердило подлинность останков князя на основании следов ранений, нанесенных ему при убийстве и затронувших и кости скелета.
При реконструкции внешнего облика Андрея Боголюбского Герасимов провел анализ антропологических измерений его черепа. Воссозданный им скульптурный портрет князя отражает его происхождение. По летописным данным, Боголюбский был внуком половецкого хана Аепы, дочь которого была женой Юрия Долгорукого. Этим и объясняется монголоидность черт его лица. Для воспроизведения одежды князя скульптор использовал материалы Владимирского музея и Государственного исторического музея, изучив фрагменты тканей, которые происходили из гробницы Андрея Боголюбского. В результате усилий Герасимова — антрополога и Герасимова — скульптора перед посетителями предстал властный, гордый князь, воин и политик, непосредственно связанный с началом летописной истории Москвы.
При реконструкции внешнего облика Андрея Боголюбского Герасимов провел анализ антропологических измерений его черепа. Воссозданный им скульптурный портрет князя отражает его происхождение. По летописным данным, Боголюбский был внуком половецкого хана Аепы, дочь которого была женой Юрия Долгорукого. Этим и объясняется монголоидность черт его лица. Для воспроизведения одежды князя скульптор использовал материалы Владимирского музея и Государственного исторического музея, изучив фрагменты тканей, которые происходили из гробницы Андрея Боголюбского. В результате усилий Герасимова — антрополога и Герасимова — скульптора перед посетителями предстал властный, гордый князь, воин и политик, непосредственно связанный с началом летописной истории Москвы.