Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Богатый киргизский охотник с соколом

Dimensions
113x72 cm
Technique
холст, масло
24
Open in app
#1
Василий Верещагин
Богатый киргизский охотник с соколом
#4
В биографии Василия Верещагина было немало путешествий: он объездил практически весь Восток. В 70-х годах XIX века молодой художник побывал в Средней Азии. В те годы Российская империя начинала экспансию в отношении азиатских ханств. Колонизацией руководил генерал-губернатор Константин Кауфман,
И он искал художника, который сможет запечатлеть военные успехи русской армии. Из поездки Василий Верещагин привез множество этюдов, которые позже превратились в красочную «Туркестанскую серию».
#5

Персонаж картины — друг Василия Верещагина

#7
Байтик Канаев — предводитель киргизского племени солто
#6
Прототипом героя картины стал друг Василия Верещагина Байтик Канаев — предводитель киргизского племени солто. С ним художник познакомился в Петербурге на приеме у императора Александра II, куда Канаев прибыл в составе делегации из Туркестана. 

Байтик Канаев был воспитан в строгих традициях ислама, где изобразительное искусство запрещено. Однако он увлекался живописью и интересовался работами молодого Верещагина. А художнику импонировал колоритный туркестанский воитель, который к тому же прекрасно говорил на русском языке.
Когда Василий Верещагин служил личным художником у Кауфмана, он снова увиделся со старым другом — уже у него на родине, на территории современной Киргизии. Байтик Канаев встретил его со всеми подобающими почестями и свойственным ему восточным гостеприимством.

Народы, населяющие земли Киргизии, издревле охотились с хищными птицами. Разумеется, содержать такого «охотника» могли исключительно состоятельные люди. Потому птица на руке киргизского воина подчеркивает его богатство и статус.
#8
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Василий Верещагин.1876. Государственная Третьяковская галерея
Олень. В горах Алатау. Василий Верещагин. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
#9

Сотня этюдов из одной поездки

#12
Василий Верещагин (1842–1904)
#11
Василий Верещагин путешествовал по Семиречью и Киргизии с блокнотом и карандашом, которым владел виртуозно. Всего за время своего визита в Среднюю Азию художник сделал около 130 рисунков. Карандаш он использовал и в тандеме с акварелью, отчего рисунки становились более реалистичными и динамичными. Однако Верещагин никогда не заканчивал этюды «на натуре», даже карандашные. Он всегда тщательно дорабатывал рисунки дома.
13 масляных картин по итогам Туркестанского похода, к которым относится и «Богатый киргизский охотник с соколом», Василий Верещагин писал по памяти в 1871 году в Мюнхене. Он снял особняк на окраине города и писал только в солнечные дни, чтобы передать атмосферу знойных восточных сюжетов.
#13
Портрет бачи. Василий Васильевич Верещагин. 1867-1868. Государственная Третьяковская галерея
Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся. Василий Верещагин. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Смертельно раненный. Василий Верещагин. 1873. Государственная Третьяковская галерея
#14

Мода кочевников на полотне Верещагина

#16
Находясь в Мюнхене, Верещагин прорисовывал детали убранства юрты и одежд персонажа картины по памяти с энциклопедической точностью. Верещагин изобразил охотника в богатой юрте в традиционной киргизской одежде. На герое остроконечная шапка, обшитая позументом, и модный в то время в Туркестане накид из ярких лоскутов. Для верховой езды киргизы надевали чамбар — шаровары из козлиной шерсти, — в которые заправляли просторный накид. Моду в регионе диктовали состоятельные портные из столицы Кокандского ханства и китайского города Кашгар. Богатые киргизы носили яркие одежды с обилием цветочных вышивок и орнаментов.
Также Василий Верещагин воссоздал художественную резьбу на камче — плети всадника из мягкой кожи, и на инкрустированном камнями канжаре — коротком охотничьем ноже.

Хоть Байтик Канаев и одет в яркие одежды, и изображен в световом пятне на фоне полумрака юрты, Василий Верещагин выдержал общий приглушенный тон картины. И потому вызвал одобрительные отклики сторонников отмирающего, но еще господствующего в те годы классицизма.
#17
Туркестанский офицер, когда похода не будет. Василий Верещагин. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Развалины театра в Чугучаке. Василий Верещагин. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
Продажа ребенка — невольника. Василий Верещагин. 1872. Государственная Третьяковская галерея
#18

Первые выставки «Туркестанской серии»

#19
Картину «Богатый киргизский охотник с соколом» ценители искусства впервые увидели в Англии. В 1873 году. В лондонском
Хрустальном дворце были выставлены все работы «Туркестанской серии» Верещагина — 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка.
#20
«Из жанровых картин мы рекомендуем обратить особое внимание на двух мулл, едущих на осликах, на типичную фигуру с кречетом… Все эти картинки в высшей степени удачно передают оригинальные, типические стороны среднеазиатских нравов и быта»
Всеволод Крестовский, литературный критик, публицист
#21
Ознакомиться с «Туркестанской серией» в Лондон прибыл российский меценат Павел Третьяков. Спустя год он вновь посетил персональную выставку Василия Верещагина в Петербурге в 1874 году, где демонстрировалась «Туркестанская серия», и провел переговоры о ее покупке.

Однако российское общество работы Верещагина встретило не так восторженно, а император Александр II даже назвал некоторые из них «непатриотичной мазней».

Василий Верещагин вспоминал: «Трудно рассказать все, что болталось и доходило до меня в этом море сплетен, именуемом Петербургом».
Раздосадованный, он изрезал и сжег три картины с батальными сценами, которые не понравились императору, и уехал в Париж. Уже через доверенное лицо оставшиеся работы были проданы Павлу Третьякову за 92 тысячи рублей с обязательным условием сохранять серию неделимой.

После покупки полотно «Киргиз-охотник» в составе серии демонстрировалось в Обществе любителей художеств в Москве, а затем переехало в галерею Третьякова, где и находится до сих пор.
#22
Люлли (цыган). Василий Верещагин. 1867-1868. Государственная Третьяковская галерея
Мальчик-узбек. Василий Верещагин. 1867-1868. Государственная Третьяковская галерея
Калмыцкая молельня. Василий Верещагин. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
#23

Экзотическая Азия и научный интерес

#24
Василий Верещагин стал первым русским художником, открывшим российскому обществу Среднюю Азию. Помимо «Киргиза-охотника», он написал и другие картины, которые демонстрировали быт и национальный колорит народностей Туркестана.
Среди этих работ — «Перекочевка киргизов» и «Узбекская женщина в Ташкенте», «Двери Тимура» и «Дервиши в праздничных нарядах», рисунки карандашом «Казах», «Еврей», «Узбек в чалме».
#25
«Не стремление к экзотике влекло художника к малоизученным народностям, но чисто научный интерес. <…> Верещагин стоял на уровне этнографических и археологических знаний своего времени, о чем свидетельствуют его зарисовки в Средней Азии и пояснительные тексты к издававшимся художником каталогам»
Ольга Лясковская, искусствовед
#27
«Туркестанская серия» положила начало другим восточным циклам Верещагина. В путешествиях художник 
писал солнечную Индию и заснеженные Гималаи, Тибет и Китай, Турцию и Балканы.
#28
Двери Тимура. Василий Верещагин. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Перекочевка киргизов. Василий Верещагин. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
Дервиши в праздничных нарядах. Василий Верещагин. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
Узбекская женщина в Ташкенте. Василий Верещагин. 1873. Государственная Третьяковская галерея
read morehide

Богатый киргизский охотник с соколом

Dimensions
113x72 cm
Technique
холст, масло
24
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%