Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Барельеф «Тройственный союз»

Dimensions
28x21,2 cm
Technique
бронза, гипс, литье, резьба, чеканка, золочение
0
Open in app
#1

Медальоны Федора Петровича Толстого — серия из 20 рельефов с аллегорическими сценами в духе классицизма, созданных художником Ф. П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813–1814 гг.


Трагические события войны 1812 года и подвиги её героев составили в русском искусстве особую тему — тему защиты отечества. Она воплотилась в самых разных жанрах и формах изобразительного и декоративно-прикладного творчества.


Появлению знаменитой серии медалей Ф.П. Толстого предшествовал манускрипт Алексея Николаевича Оленина, к которому он приступил в январе 1813 г., через несколько дней после изгнания неприятеля за пределы России.


Поручение заняться воплощением памяти о знаменитых событиях Отечественной войны 1812 г. в медалях он получил от императрицы Елизаветы Алексеевны. По свидетельству Оленина, императрица сама задала и некую программу проектов медалей — единение и «единодушие» всех сословий русского народа в борьбе с нашествием.

Первая медаль была посвящена именно этой теме и называлась «На единодушное ополчение русского народа в 1812 году». За ней следовали медали, прославляющие истребление и изгнание врага из пределов России, а также посвященные русской пехоте и коннице. В рисунках были запечатлены события заграничных походов 1813-го и 1814 -го годов — известные сражения при Кульме, под Дрезденом, Бриенном и при Фер-Шампенуазе. Последние две медали серии посвящены вступлению русской армии в Париж и заключению мира с Францией.

Всего в рукописи содержится 12 оригинальных рисунков проектов медалей на события войны 1812–1814 гг. Рисунки выполнил постоянный сотрудник Оленина художник Иван Алексеевич Иванов. Свой труд Алексей Николаевич посвятил императору Александру I. 9 августа 1814 г. материалы были представлены вдовствующей императрице Марии Федоровне, и, очевидно, получили высочайшее одобрение, так как вскоре автор стал готовить рукопись к печати. Издана она была в 1817 г. к пятилетней годовщине Отечественной войны в ограниченном количестве экземпляров (около 50 шт.). В продажу Оленин книгу не пустил, поднес ее только членам императорской семьи, отдельным библиотекам и ряду друзей.


Ф.П. Толстой приступил к работе над медальонами  в 1814-м, а закончил ее в 1836 году. 

До сих пор эта серия считается лучшим произведением русского медальерного искусства XIX века.

Ф.П. Толстой вручную вырезал в металле штемпели — формы для последующего многократного воспроизведения композиций, что обеспечило безукоризненную передачу скульптурной пластики при многочисленных отливках в форму. Основой для создания штемпелей служили авторские модели, сделанные из воска на аспидных (грифельных) досках.


Гипсовые барельефы не защищались дополнительным покрытием — тонировкой или пропиткой, поэтому произведения этого круга зачастую оформлялись в застекленную раму-футляр.

Именно серия, отображающая события Отечественной войны 1812 г. принесла Ф.П. Толстому наивысший успех и признание, а сами произведения остались в истории скульптуры непревзойдёнными шедеврами русского медальерного искусства эпохи классицизма. 


Барельеф «Тройственный Союз» представляет собой восьмиугольной формы медальон с выступающим бортом белого цвета, в центре которого на круглом светло-голубом поле на белом горизонтальном подиуме изображены три союзных правителя, рукопожатием закрепляющих союз. Два из них в рыцарском вооружении: слева прусский король Фридрих Вильгельм III, справа — австрийский император Франц I. Третий, стоящий посередине и изображенный анфас, с поднятой вверх левой рукой — Александр I в боевом древнерусском одеянии.


Ниже на голубом фоне рельефная надпись в две строки: «Тройственный союз 1813».

Медальон поступил в музей от коллекционера Н.К. Меншиковой в 1984 году.

Сегодня его можно видеть в экспозиции «Галерея».

#2

Я русский и горжусь сим именем,  желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней… может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского.

 Литогроафия Ф.П. Бореля. Портрет графа Федора Петровича Толстого. 1860-е

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Барельеф «Тройственный союз»

Dimensions
28x21,2 cm
Technique
бронза, гипс, литье, резьба, чеканка, золочение
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%