Аппарат Трегера — это устройство, с помощью которого обеспечивалась безопасность движения по однопутным железнодорожным ниткам. Он представляет собой электрожезловую системы, изобретенную Даниилом Самуиловичем Трегером. Использовалось на советских путях сообщения с 1924 –го по 1960-е годы. Суть системы заключается в следующем:
Аппарат электрожезловый Трегера
- На станциях в аппараты вложено 20–40 жезлов, дающих возможность проехать по пути.
- Извлечь жезл можно было только после посланного сигнала-запроса со станции отправления.
- Система не выдавала жезл, если общее число жезлов на обеих станциях между перегонами не было чётным.
- Как только «пропускающий» жезл извлекался, внутри поворачивались кодовые диски, и ни на одной из двух станций более жезлы извлечь было невозможно.
Для регулирования железнодорожного движения до революции 1917 г. в России использовались английские жезловые аппараты, закупленные преимущественно у компаний «Вебб и Томпсон» и «Смис».
Их главной проблемой было то, что эти аппараты давали сбои в работе. Так, из-за их несовершенства в 1912 году на участке железной дороги в окрестностях Новосибирска произошло лобовое столкновение двух поездов, двигавшихся на большой скорости. Обе паровозные бригады — 6 человек — погибли. Когда разгребали искореженные паровозы, в будках были найдены 2 жезла. Обе бригады вышли на перегон с разрешением. Стало очевидно, что причиной стал сбой в работе жезловых аппаратов.
В этот период на должности надсмотрщика службы телеграфа Сибирской дороги в те годы работал гениальный инженер-самоучка Даниил Самуилович Трегер (1883–1961), родом из Волыни.
Работу на железной дороге начал в 1901 году в Красноярском паровозном депо. С 1910 года работал механиком на железных дорогах, затем надсмотрщиком службы телеграфа Сибирской железной дороги.
В 1921 г. Д.С. Трегер совместно с И.П. Логвиненко и С.А. Радзевичем завершил разработку электрожезлового аппарата, применявшегося на железных дорогах СССР с 1924 г. до повсеместного внедрения системы полуавтоматической и автоматической блокировки.
Впервые аппарат Трегера был применён на станции Лосиноостровская Московской железной дороги. Его стали выпускать на заводах. Создание этого отечественного устройства позволило отказаться от закупки электрожезловых аппаратов за границей.
На перегоне устанавливали комплект: два одинаковых аппарата, по одному на каждой из станций, ограничивающих перегон. Между собой аппараты соединялись проводами. Внутри аппарата в специальной кольцевой прорези хранился запас жезлов. Именно эти металлические жезлы служили пропуском на перегон: жезл получал машинист состава, которому давали разрешение на проезд.
По прибытии на следующую станцию он был обязан сдать его дежурному по станции. Человеческий фактор при выдаче жезлов удалось исключить благодаря конструкции Трегера: жезл невозможно было извлечь из аппарата без разрешающего сигнала с другой станции — в виде электрического тока, который разблокировал устройство для выдачи жезла.
Если перегон был занят, аппарат не выдавал жезл.