Апокалипсис. Ополчение Христа на поклонившихся
Dimensions
36,5x28 cm
Technique
бумага, гравюра на дереве, ручная раскраска, акварель
Collection
Частная коллекция Пензина Виктора Петровича
Exhibition
0
Open in app#1
#2
Лист 16 «Ополчение Христа на поклонившихся зверю и лжепророку и победа над сатаной» без пагинации. Имеет ссылку на главу К (20) «Откровения», дату 1696 в нашем переводе на арабские цифры и подпись резчика (только «Василий»). Начало текста при картинке продолжает фразу при картинке 15 из главы 19: «Оружием сидящего на кони, изошедшем из уст Его» уничтожены все поклонившиеся зверю, и птицы спешат пожрать трупы их. (птицы изображены в левом верхнем углу).
Верховный Судия (Иисус Христос) едет на белом коне в одеянии русских царей и шапке Мономаха в сопровождении бородатого русского войска, преследуя безбородых воинов в восточных доспехах, падающих в озеро огненное. Далее, согласно главе 20, с неба нисходит Ангел, имеющий ключ от бездны. Он связывает змия (дьявола, сатану), «и в бездну затвори его, и заключи его, и запечатле над ним» на 1000 лет, после чего он будет выпущен на малое время. На этом текст под картинкой обрывается, а картинка изображает продолжение главы 20-окончательную победу над дьяволом, ввергнутом в озеро огненное на муки вечные, где уже мучаются невидимые нам Антихрист и лжепророк.
Лист 16 завершает Апокалипсис Кореня, сознательно опустившего главы 21 и 22 «Откровения» о небесном Иерусалиме, связав победу Христа над древним змием (сатаной) с победой Петра I над турками и взятием Азова, уподобленного падению Вавилона. Так вечной книге Корень придал современное эпохе звучание и окончил ее в 1696 апокалиптическом году при возвращении победоносных православных войск Петра I в Москву.
Интересно, что изображения Небесного Иерусалима нет также в росписях 1650-х годов в церквах: Воскресения на Дебре в Костроме и Троицы в Никитниках в Москве. То есть такое завершение Апокалипсиса даже в храмах не было предосудительным.
read morehide
Апокалипсис. Ополчение Христа на поклонившихся
Dimensions
36,5x28 cm
Technique
бумага, гравюра на дереве, ручная раскраска, акварель
Collection
Частная коллекция Пензина Виктора Петровича
Exhibition
0

Open in app
Share