Картина «Жертвоприношение Ифигении» французского художника Жана Тасселя, вероятнее всего, была приобретена Николаем Борисовичем Юсуповым (1751–1838). Один из крупнейших коллекционеров и меценатов, князь Юсупов собрал большую коллекцию живописи, редких книг и рисунков. В 1810 году он купил усадьбу Архангельское, где разместил часть своего собрания.
1 / 3
#1
Жан Тассель
Жертвоприношение Ифигении
#2
#3
Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова. 1790-е. Холст, масло. 72 × 57. Государственный Эрмитаж
#4
Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии и восходит к событиям начала Троянской войны. Дочь Микенского царя Агамемнона Ифигению собирались принести в жертву богине Артемиде, чтобы та не препятствовала отплытию греческих кораблей в Трою. В последний момент богиня сжалилась над невинной девушкой и на облаке перенесла ее в Тавриду (современный Крым).
#5
Апулийский краснофигурный кратер. 370–350 до н. э. Высота 69,5. Британский музей
©Trustees of the British Museum.
©Trustees of the British Museum.
#6
Этот сюжет стал достаточно популярным в западноевропейском изобразительном искусстве, когда в XVII веке французский драматург Жан Расин опубликовал написанную по мотивам древнегреческого мифа о жертвоприношении Ифигении трагедию.
Произведение поступило в коллекцию Николая Борисовича Юсупова до 1801 года. На изображении жертвенника стоит фальшивая подпись знаменитого французского художника и теоретика искусства, первого живописца Людовика XIV Шарля Лебрена. После многочисленных исследований в 1978 году авторство картины окончательно приписано Жану Тасселю.
#9
Фрагмент картины с подписью Шарля Лебрена (1619–1690)
#10
Это единственная картина французского художника в музеях России. Ее размеры весьма внушительны (191,7 × 251,5), поэтому Тассель использовал так называемый сшивной холст, состоящий из трех частей. Подобный тип основы художники часто использовали в XVII–XVIII веках.
#12
Фрагмент картины до реставрации
#13
Состояние сохранности
#14
Ранее произведение было сдублировано на холст. Вся поверхность картины была покрыта кракелюром, местами с приподнятыми краями. По линии швов авторского холста были зафиксированы деформация, растрескивание и многочисленные утраты красочного слоя.
#15
Фрагмент картины до реставрации
#16
Места утрат красочного слоя были грубо затонированы при предыдущей реставрации. Тонировки изменились в цвете и стали заметно выделяться на фоне оригинальной живописи картины. Лаковая пленка пожелтела и разложилась, из-за неравномерности покровного слоя стала неоднородной и представляла собой мутный, слегка побелевший слой.
#17
Фрагменты картины до реставрации. Отчетливо различимы изменившиеся в цвете тонировки
#18
После проведения проб на
регенерацию помутневшей
лаковой пленки реставраторы приступили к общей регенерации лака по всей
поверхности картины. Были проведены пробы на легкое утоньшение и
выравнивание лака.
#19
Фрагмент картины в процессе реставрации
#20
В июле 2010 года картина оказалась в эпицентре пожара, произошедшего в здании Центра. По всей поверхности картины произошло глубокое разложение лаковой пленки, из-под побелевшего слоя лака изображение не просматривалось.
Воздействие температуры и воды привело к появлению ожогов и утрат красочного слоя и грунта. Кроме того, условия пожара привели к деформации авторского холста, соединительные швы местами надорвались. На оборотной стороне картины были заметны следы затеков, плесени, ожогов.
#21
Фрагмент картины после пожара. Виден участок с ожогами красочного слоя
#22
Реставрация
#23
После пожара 2010 года реставрационные работы фактически пришлось начинать заново. В первую очередь реставраторы провели местное укрепление красочного слоя и грунта картины с подклейкой отставания авторской основы от дублировочного холста. Затем было проведено общее укрепление красочного слоя, были удалены поверхностные загрязнения, проведена регенерация лака по всей поверхности картины.
#24
Общий вид картины в процессе реставрации. Проведена регенерации лаковой пленки методом Петтенкофера
#25
Была проведена проверка на выявление следов плесени, укреплены аварийные участки красочного слоя, где была велика угроза осыпей, и места ожогов. Затем было проведено раздублирование картины, в ходе которого был удален жесткий дублировочный холст, под которым обнаружилась сажа.
#26
Фрагмент оборота холста в процессе раздублирования
#27
Разошедшиеся швы и прорывы авторской основы были состыкованы, устранены ее деформации (нахлесты, сседания и вмятины). Реставраторы подвели реставрационный грунт, после чего картина была заклеена микалентной бумагой.
#28
Общий вид картины в процессе укрепления красочного слоя под профилактической заклейкой
#29
Утоньшение деструктированного реставрационного лака и восстановление связующего в красочном слое позволили вернуть картине первоначальный колорит. В это же время проводилось удаление поздних реставрационных тонировок.
#30
Фрагмент картины до, в процессе и на завершающих этапах реставрации
#31
Последний этап реставрации картины включал покрытие лаком с последующим тонированием многочисленных утрат и потертостей красочного слоя произведения.
#32
Фрагмент картины до, в процессе и на завершающих этапах реставрации
#33
Вид после реставрации
read morehide
Жертвоприношение Ифигении
Dimensions
251,5x251,5 cm
Technique
холст, масло
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share