Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Жертвоприношение Ифигении

Dimensions
251,5x251,5 cm
Technique
холст, масло
3
Open in app
#1
Жан Тассель
Жертвоприношение Ифигении
#2
Картина «Жертвоприношение Ифигении» французского художника Жана Тасселя, вероятнее всего, была приобретена Николаем Борисовичем Юсуповым (1751–1838). Один из крупнейших коллекционеров и меценатов, князь Юсупов собрал большую коллекцию живописи, редких книг и рисунков. В 1810 году он купил усадьбу Архангельское, где разместил часть своего собрания.
#3
Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова. 1790-е. Холст, масло. 72 × 57. Государственный Эрмитаж
#4
Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии и восходит к событиям начала Троянской войны. Дочь Микенского царя Агамемнона Ифигению собирались принести в жертву богине Артемиде, чтобы та не препятствовала отплытию греческих кораблей в Трою. В последний момент богиня сжалилась над невинной девушкой и на облаке перенесла ее в Тавриду (современный Крым).
#5
Апулийский краснофигурный кратер. 370–350 до н. э. Высота 69,5. Британский музей
©Trustees of the British Museum.
#6
Этот сюжет стал достаточно популярным в западноевропейском изобразительном искусстве, когда в XVII веке французский драматург Жан Расин опубликовал написанную по мотивам древнегреческого мифа о жертвоприношении Ифигении трагедию. 

Произведение поступило в коллекцию Николая Борисовича Юсупова до 1801 года. На изображении жертвенника стоит фальшивая подпись знаменитого французского художника и теоретика искусства, первого живописца Людовика XIV Шарля Лебрена. После многочисленных исследований в 1978 году авторство картины окончательно приписано Жану Тасселю.
#9
Фрагмент картины с подписью Шарля Лебрена (1619–1690)
#10
Это единственная картина французского художника в музеях России. Ее размеры весьма внушительны (191,7 × 251,5), поэтому Тассель использовал так называемый сшивной холст, состоящий из трех частей. Подобный тип основы художники часто использовали в XVII–XVIII веках.
#12
Фрагмент картины до реставрации
#13

Состояние сохранности

#14
Ранее произведение было сдублировано на холст. Вся поверхность картины была покрыта кракелюром, местами с приподнятыми краями. По линии швов авторского холста были зафиксированы деформация, растрескивание и многочисленные утраты красочного слоя.
#15
Фрагмент картины до реставрации
#16
Места утрат красочного слоя были грубо затонированы при предыдущей реставрации. Тонировки изменились в цвете и стали заметно выделяться на фоне оригинальной живописи картины. Лаковая пленка пожелтела и разложилась, из-за неравномерности покровного слоя стала неоднородной и представляла собой мутный, слегка побелевший слой.
#17
Фрагменты картины до реставрации. Отчетливо различимы изменившиеся в цвете тонировки
#18
После проведения проб на регенерацию помутневшей лаковой пленки реставраторы приступили к общей регенерации лака по всей поверхности картины. Были проведены пробы на легкое утоньшение и выравнивание лака.
#19
Фрагмент картины в процессе реставрации
#20
В июле 2010 года картина оказалась в эпицентре пожара, произошедшего в здании Центра. По всей поверхности картины произошло глубокое разложение лаковой пленки, из-под побелевшего слоя лака изображение не просматривалось. 

Воздействие температуры и воды привело к появлению ожогов и утрат красочного слоя и грунта. Кроме того, условия пожара привели к деформации авторского холста, соединительные швы местами надорвались. На оборотной стороне картины были заметны следы затеков, плесени, ожогов.
#21
Фрагмент картины после пожара. Виден участок с ожогами красочного слоя 
#22

Реставрация

#23
После пожара 2010 года реставрационные работы фактически пришлось начинать заново. В первую очередь реставраторы провели местное укрепление красочного слоя и грунта картины с подклейкой отставания авторской основы от дублировочного холста. Затем было проведено общее укрепление красочного слоя, были удалены поверхностные загрязнения, проведена регенерация лака по всей поверхности картины.
#24
Общий вид картины в процессе реставрации. Проведена регенерации лаковой пленки методом Петтенкофера
#25
Была проведена проверка на выявление следов плесени, укреплены аварийные участки красочного слоя, где была велика угроза осыпей, и места ожогов. Затем было проведено раздублирование картины, в ходе которого был удален жесткий дублировочный холст, под которым обнаружилась сажа.
#26
Фрагмент оборота холста в процессе раздублирования
#27
Разошедшиеся швы и прорывы авторской основы были состыкованы, устранены ее деформации (нахлесты, сседания и вмятины). Реставраторы подвели реставрационный грунт, после чего картина была заклеена микалентной бумагой.
#28
Общий вид картины в процессе укрепления красочного слоя под профилактической заклейкой
#29
Утоньшение деструктированного реставрационного лака и восстановление связующего в красочном слое позволили вернуть картине первоначальный колорит. В это же время проводилось удаление поздних реставрационных тонировок.
#30
Фрагмент картины до, в процессе и на завершающих этапах реставрации
#31
Последний этап реставрации картины включал покрытие лаком с последующим тонированием многочисленных утрат и потертостей красочного слоя произведения.
#32
Фрагмент картины до, в процессе и на завершающих этапах реставрации
#33
Вид после реставрации
read morehide

Жертвоприношение Ифигении

Dimensions
251,5x251,5 cm
Technique
холст, масло
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%