Шрифт
Цвет
Графика
Museum of Theater and Music

Театр на стене

archive
Thu Dec 10 2020 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Sun Apr 18 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#2
Слово «афиша» произошло от французского «affine» и означает объявление, вид рекламы и оповещение о спектаклях и других художественных и увеселительных мероприятиях. В Древнем Египте, Греции и Древнем Риме афиши рисовались или вырезались на папирусах, на окрашенных в белый цвет стенах здания или на особых деревянных досках.
#4
При раскопках Помпеи были найдены таблички медные и деревянные с объявлениями. По сведениям археологов — предки современной афиши.
Рапопорт Е.А. Афиша как документ своей эпохи. История возникновения. Хранение типографских афиш
#5
В средние века о представлениях оповещали глашатаи, а распространение афиши получили с XVI века, прежде всего во Франции. 
Афиша в России появилась в самом начале XVIII века. Употреблялись такие названия как: «комедиантские объявительные письма», «о комедии объявленные листы», «комедиантские ерлыки», «печатные зрелищные листочки». В это время в России уже существовало несколько основных типов театра — публичный, школьный, придворный, домашний. В каждом из них использовали свои способы информирования публики.
#6
В каждый период времени театральная афиша выполняла по отношению к театру различные задачи — от простого сообщения о представлении, до художественного произведения, создающего образ спектакля
Лапина К.В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ века
#11
Уже в XIX веке наряду с Афишей императорских театров появляются рекламные литографии, а к концу века распространяются рекламные открытки с портретами актеров. Отмена монополии Императорских театров в 1882 г. и появление частных театров значительно увеличило разнообразие рекламной продукции.
Назначение рекламы — информация, она может быть как словесной, так и изобразительной. Лаконичный образ спектакля, представляемый плакатом — эффектная реклама.
Открытка с Анной Павловой
#13
Единая стилистика печатной продукции, связанной с определенным театром или театральным явлением — не менее эффектна. Современные театры разрабатывают свой фирменный стиль (БДТ, БТК, МДТ, театр Ленсовета, Мастерская и т. д.), но об этом думали и 100 лет назад.
#12
Серов В.А. Плакат к первым гастролям Антрепризы С.П. Дягилева
Ранние спектакли Русских сезонов были оформлены художниками Мира искусства, эскизы этих же художников использовали в оформлении буклетов Сезонов, а для рекламы патриотических спектаклей 1914–1915 гг. больше подходил псевдо-русский стиль. 
#14
Футуристы по-своему рекламировали свои спектакли, а афиши спектаклей Мейерхольда 1920–1930 гг. можно назвать конструктивистскими. Собственный стиль для театра Комедии создал Н.П. Акимов. Прослеживается четкий единый стиль логотипа, афиш и программ театра на Таганке. В современном Петербурге наиболее ярким представляется фирменный стиль БДТ.
Все эти явления, стили и художественные связи будут представлены на выставке.
Плакат к спектаклю «Царь Эдип» по трагедии Софокла. Сад и театр «Спартак» (бывший Апраксин)
#15
Акимов Н.П. Автопортрет
«Спектакль начинается с плаката», — заявляет Николай Павлович Акимов. «Театр начинается с афиши», — уточняет современный исследователь истории театральной афиши в России Ксения Валентиновна Лапина. И правда, прежде, чем попасть к знаменитой вешалке, нужно еще узнать о спектакле и захотеть пойти в театр.
#16
Ведущая свое происхождение от устной рекламы, печатная афиша — и в еще большей степени плакат — не только рассказывает «что-где-когда», но и подготавливает зрителя к восприятию сюжета, структуры и выразительных средств спектакля. И если сегодня первая функция становится все менее актуальной, то вторая только растет в своем значении. 
Акимов Н.П. Плакат к спектаклю «Гамлет» У. Шекспира
#17
Кустодиев Б.М. Плакат к спектаклю «Блоха» Е.И. Замятина
Вынужденный рассчитывать лишь на быстрый взгляд пробегающего мимо потенциального театрального зрителя, художник, тем не менее, имеет все шансы зацепить его внимание эффектным и лаконичным визуальным образом, а все остальное «где-когда» обязательно найдется в Яндексе.
#18
В коллекции нашего музея хранится более 60 тысяч афиш, плакатов и программ к спектаклям и концертам с XVIII до XXI века.
Выставка «Театр на стене» посвящена театральной афише конца XIX — первой половины XX века. Это эпоха возникновения художественной афиши (когда главным остается текст, но уже присутствует изображение) и зарождения и быстрого развития театрального плаката.
Выставка состоит из разделов, соответствующих художественным направлениям начала XX века: афиши и программы модерна, афиши и программы в неорусском стиле, объединенный раздел, посвященный афишам символизма, футуризма и экспрессионизма, конструктивизм и фотомонтаж в афише, отдельно выделены афиши благотворительных спектаклей и концертов, а также плакаты Н.П. Акимова.
Альфонс Муха. Плакат к спектаклю «Жисмонда» В. Сарду
read morehide
Museum of Theater and Music
Phone
+7 (812) 318–22–25
Address
2-A Architect Rossi Street, Saint Petersburg
Посмотреть на карте
Additional Information
The museum is open: Thursday-Monday from 11:00 to 19:00, Wednesday from 13:00 to 21:00. The ticket office closes an hour earlier. Closed: Tuesday and last Friday of the month
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Address
Open in app

Exhibition catalog

Каталог

View mode
next
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Available in collections

We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%
%title%
%title%%type%