Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Иконы Покровской церкви»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Иконостас Покровской церкви

Размер
448x771 см
18
Открыть в приложении
#1
Иконостас Покровской церкви
#2
Интерьер церкви Покрова Пресвятой Богородицы на острове Кижи был реконструирован в 50-е гг. XX века по проекту архитектора А. В. Ополовникова. По его же проекту в 1957–1959 гг. был воссоздан четырехрядный тябловый иконостас церкви. При восстановлении иконостаса использовался реставрационный проект, разработанный в 1948 г. исследователем древнерусской живописи В. Г. Брюсовой (Светличной). Реконструкция архаичного типа иконостаса была обусловлена тем, что именно такие иконостасы были характерны для деревянных северных церквей вплоть до XVIII века. Роспись тябл выполнена художником-реставратором С. Ф. Коненковым. Образцами послужили тябла «неба» часовни во имя Святых апостолов Петра и Павла на о. Волкостров. Это остров находится рядом с островом Кижи.

Иконы для воссоздаваемого иконостаса были подобраны из «Кижской коллекции». В неё входили иконы из заонежских церквей и часовен, в том числе из Преображенской и Покровской церквей, вывезенные в Финляндию в период оккупации Заонежья во время Великой Отечественной войны. После окончания войны иконы были возвращены в Петрозаводск. Когда началось создание музея «Кижи» часть из них была перевезена на остров. Впоследствии эта группа икон получили название «Кижская коллекция».

Нынешний иконостас Покровской церкви преимущественно состоит из икон, находившихся в храме изначально. По мнению исследователей, иконы конца XVII из пророческого, деисусного и праздничного рядов иконостаса составляют единый ансамбль. Их объединяет стиль и характер письма, колорит и используемые приемы живописи.

Самый верхний ряд икон в иконостасе называется пророческий, далее — деисусный, следующий — праздничный, самый нижний ряд икон — местный.
#6
Икона «Единородный сыне». Середина — вторая половина XVIII в.
Единородный сыне
Середина — вторая половина XVIII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Иконография иконы основана на текстах литургии святого Иоанна Златоуста, книги «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), комментариях отцов Церкви. Её сложение относится к середине XVI века и связано с созданием комплекса икон для Благовещенского собора Московского Кремля, пострадавшего в пожаре 1547 года.


#48
Подобные иконы, получившие в литературе наименование «богословско-дидактические», отражают характерный для образованных слоев русского общества XVI века рационалистический подход к вопросам веры, иллюстрируют попытки истолкования языком изобразительного искусства основных христианских догматов. В Заонежье иконы на этот сюжет получили распространение достаточно поздно, во второй половине XVII — начале XVIII века.

В центре композиции, в поддерживаемой двумя ангелами сфере, изображен «Единородный сыне» Иисус Христос. Он представлен отроком, в его левой руке развернутый свиток, правой рукой он показывает тетраморф — крылатое существо из видения пророка Иезекииля с четырьмя ликами — человека, льва, быка и орла, символизирующее четырех евангелистов. Вверху изображение Бога Отца (Саваофа), от которого на Христа исходит Святой Дух в виде голубя. Снизу сферу с Христом поддерживает Богоматерь. Ещё ниже — композиция «Не рыдай мене Мати»: изображение Христа во гробе, обнимающей и поддерживающей его Богоматери, скорбной фигуры Иоанна Богослова, стены Иерусалима. В нижнем регистре иконы — изображение Смерти в виде обнаженной, худой и лысой женщины, восседающей на льве; адской бездны, Христа-воина попирающего Сатану; ангела, побивающего духов Сатаны.
#7
Икона «Богоматерь Одигитрия (Грузинская)». Конец XVII в.
Богоматерь Одигитрия (Грузинская)
Конец XVII в.
Происходит из церкви Преображения Господня Кижского погоста

Представленное на иконе изображение Богоматери с младенцем на руках относится к одному из основных иконографических типов изображения Богородицы — «Одигитрия». В переводе с греческого это название означает «Путеводительница». 
#49
Русские варианты этого образа, различающиеся между собою позами фигур, рисунками складок мафория Богородицы, характером одеяния Младенца Христа и другими деталями изображения, получили свои особые названия по месту их создания или по легендам об их чудесном явлении. Наиболее известные чудотворные иконы иконографического типа «Одигитрия»: Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Иерусалимская, Казанская. Извод «Богоматерь Грузинская» пользовался в Заонежье широкой популярностью.

Икона этой иконографии была расположена в местном ряду иконостаса Преображенской церкви Кижского погоста, слева от царских врат. Среди особенностей изображения этого типа икон: симметрично откинутые отвороты мафория Богородицы, нога Младенца Христа, повернутая обнаженной подошвой наружу. Имя «Грузинская» связано с прославлением грузинского чудотворного образа, вывезенного в 1625 г. из Персии, куда он, в числе других святынь, попал при покорении Грузии персидским шахом Аббасом I. Перенесенная в Черногорский монастырь Архангельской епархии, икона привлекла внимание новгородского митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси. Исследовав сказание о ее чудесах, он установил ежегодное празднование образу 22 августа (по старому стилю).
#8
Икона «Спас Всемилостивый». Вторая половина XVI в.
Спас Всемилостивый
Вторая половина XVI в.
Происходит из церкви — предшественницы нынешней церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста

В центре иконы фигура стоящего в рост Христа. К его стопам припадают Варлаам Хутынский и Александр Свирский. Вверху по сторонам от Христа изображены парящие коленопреклоненные архангелы Михаил и Гавриил. 
#50
На полях иконы, на уровне изображений архангелов — изображения святителя Василия Великого и святых Параскевы Пятницы, Екатерины и Марфы.

Свидетельством того, что икона создана на севере, является изображение Александра Свирского. На среднерусских иконах к стопам Спаса припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для прихожан кижских храмов. С ней связано предание о нашествии «панов» на остров Кижи, о резне, устроенной ими в церкви, о стрелах, вонзившихся в образ Спасителя. Предание повествует о событиях «смутного времени».

Большинство главных событий российской «Смуты» обошли Карелию стороной, но в 1611–1614 гг. её территория также подверглась польской и шведской интервенции. «Панами» заонежане называли занимавшихся грабежами польско-литовских интервентов. Образ Всемилостивого Спаса имели обе кижские церкви. Древняя икона первоначально находилась в Преображенской церкви — предшественницы нынешнего храма. Но по описям церковного имущества 1826 и 1830 годов этот образ в серебряной ризе стоял у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него, выполненная в XIX веке, в богатом украшении — у правого клироса в Преображенской церкви. Преображенский Спас был облачен в серебрянную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золоченный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте. Привес — это подношение иконе, чаще всего обетного характера. В настоящее время копия иконы «Спас Всемилостивый», выполненная в XIX веке, хранится в фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия.

Рекомендованная литература:
1. Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). // Кижский вестник. Выпуск 8. — Петрозаводск, 2003
2. Пуцко В. Г. Икона Спаса Всемилостивого в Покровской церкви на острове Кижи. // Кижский вестник. Выпуск 15. — Петрозаводск, 2015
#9
Икона «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». Середина — вторая половина XVIII в.
Пресвятая Богородица всех скорбящих радость
Середина — вторая половина XVIII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста

В центре композиции изображение Богородицы с распростертыми руками. В одной из них процветший жезл — символ надежды, в другой — развернутый свиток с молением за род человеческий. 72 
#51
По сторонам к Богоматери припадают убогие, жаждущие и страждущие, они протягивают к ней просьбы на хартиях, под ногами Богоматери — попранный дьявол. Фигура Богоматери представлена в легком развороте, что создаёт впечатление, будто она прислушивается к молитвам обездоленных.

По белому полю иконы стелются цветы, написанные в духе крестьянских росписей. «Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа Богородицы послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление».

Известный исследователь древнерусской живописи В. Г. Брюсова писала об этой кижской иконе следующее: «Скорбящая» кижской Покровской церкви уступает своим древним предшественницам, может быть, тонкостью живописной моделировки и мягкостью плавей, но исполнена с той же хорошо найденной мерой обобщенности письма. Главное содержание ясно выражено, оно глубоко человечно и значительно: любовь к людям — источник царственного достоинства и залог бессмертия образа. В кижской иконе воплощена, в моем представлении, сама душа заонежской живописи. Обаяние этого замечательного самобытного искусства, так легко и цельно соединившего незаурядный профессионализм и ясную простоту народного мироощущения, пленяло с первого взгляда».

Рекомендованная литература:
1. Брюсова В. Г. По Олонецкой земле. — М., 19
#10
Икона «Рождество Богородицы». XVII — начало XVIII в.
Рождество Богородицы
XVII — начало XVIII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста

Икона иллюстрирует один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории — Рождество Богородицы. Праздник установлен в честь рождения Девы Марии, земной матери Иисуса Христа, и празднуется 21 сентября (по новому стилю). 
#52
Икона открывает череду праздников большинства праздничных рядов иконостасов.

Мария на иконе не занимает центрального места, она изображается в нижней части иконы в виде спеленутой фигурки на руках повивальной бабки или в купели. Обычно в композициях представлена Анна, мать Марии, на ложе, Иоаким, отец Марии, женщины с дарами, сцена омовения младенца.
#11
Икона «Введение во храм». XVII — начало XVIII в.
Введение во храм
XVII — начало XVIII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста

Икона иллюстрирует один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается 4 декабря (по новому стилю). 
#53
Согласно библейской легенде в трехлетнем возрасте Мария по обещанию родителей была отдана на воспитание в Иерусалимский храм. Туда её отвели родители — Иоаким и Анна, которых сопровождали девы со светильниками. Марию встретил первосвященник Захария, который благословил её и поместил в святилище на ступенях алтаря. Пищу Марии приносил ангел. Эта композиция и изображена на иконе: к первосвященнику Захарии приближается маленькая Мария, в сопровождении Иоакима, Анны и дев с зажженными свечами. Вторично изображается Мария, сидящая высоко на ступенях лестницы, к ней слетает ангел.
#12
Икона «Благовещение». XVII — начало XVIII в.
Благовещение
XVII — начало XVIII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста

Икона иллюстрирует один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории — Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается 7 апреля (по новому стилю). 
#54
Благовещение — принесение архангелом Гавриилом «благой вести» Деве Марии о предстоящем рождении ею сына — Иисуса Христа.

О событии Благовещения рассказывает только один из авторов Евангелия — евангелист Лука. Это повествование и легло в основу живописных изображений. В композиции два основных персонажа — стоящая или сидящая Богоматерь с пряжей и веретеном и приближающийся к ней архангел. Варианты композиции отличаются различными позами персонажей, атрибутами, архитектурными фонами, введением второстепенных фигур, бытовыми деталями.
#13
Икона «Сретение». Фотокопия иконы XVII — начала XVIII в.
Сретение
Фотокопия иконы XVII — начала XVIII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Подлинная икона находится в фондах Музея изобразительного искусства Республики Карелия (Петрозаводск).

Сретение Господне — один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории. 
#55
Праздник отмечается 15 февраля (по новому стилю). Согласно библейской легенде на сороковой день после рождения Христа родители пришли с ним в Иерусалимский храм, чтобы согласно древнееврейскому закону посвятить первенца Богу и принести жертву — двух горлиц или двух голубиных птенцов — для выкупа младенца и за своё очищение.

В храме их встретил (древнерусское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча») и принял на руки Иисуса праведный Симеон Богоприимец — старец, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. При встрече была также Анна-пророчица — старица, жившая при храме. В композиции обычно изображаются Мария и Иосиф, держащий жертвенных голубей, Симеон Богоприимец и Анна-пророчица, младенец на руках Богоматери или Симеона.
#14
Икона «Крещение (Богоявление)». XVII — начало XVIII в.
Крещение (Богоявление)
XVII — начало XVIII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Крещение Господне (второе название «Богоявление») — один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории. 
#56
Праздник отмечается 19 января (по новому стилю). В основе сюжета христианская легенда о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. В композициях представлен стоящий в реке Христос, по сторонам на скалистых берегах — Иоанн предтеча и ангелы. На Христа с неба исходит Святой Дух в виде голубя в луче света.
#15
Икона «Вход Господень в Иерусалим». Конец XVII в.
Вход Господень в Иерусалим
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Вход Господень в Иерусалим один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории. Праздник отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. 
#57
В основе его лежит евангельское сказание о том, как Иисус перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви.

Поскольку в церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играла верба, Вход Господень в Иерусалим в русской народной традиции называется Вербное воскресение. В композициях изображается Христос, едущий на осле (коне), позади него апостолы, справа — город и его жители, втором плане гора и дерево. У ног осла — расстилающие одежду дети, фигурки детей также на дереве.
#17
Икона «Сошествие во ад». Фотокопия иконы XVII — начала XVIII в. [© Фото Музея ИЗО, © goskatalog.ru]
Сошествие во ад
Фотокопия иконы XVII — начала XVIII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Подлинная икона находится в фондах Музея изобразительного искусства Республики Карелия (Петрозаводск).

Согласно Евангелию после смерти Христос сошел в ад, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву и ветхозаветных праведников — пророков и праотцев. 
#58
В древнерусской живописи сюжет «Сошествие во ад» был одним из самых распространенных. В центре композиции Христос на фоне гор в ореоле «славы», стоящий над бездной ада с разрушенными створками врат. По сторонам Христа — фигуры ветхозаветных праведников, Адама и Евы. В древнерусской живописи Сошествие во ад изображалось как Светлое Воскресение Христово (другое название этого праздника — Пасха) — величайшее событие евангельской истории. Умерший на кресте и погребенный Иисус Христос воскресает на третий день, своей смертью «попирает смерть», утверждает своим Воскресением возможность людского спасения от смерти и тлена.
#18
Икона «София Премудрость Божия». Конец XVIII в.
София Премудрость Божия
Конец XVIII в.
Происходит из церкви Вознесения в селе Типиницы (Медвежьегорский район Республики Карелия)

В апостольских посланиях «Божией Премудростью» («Софией») именуется Иисус Христос. Для иконописи характерны три иконографических варианта изображения Софии Премудрости Божией: тип Ангела или Софии Новгородской; тип Церкви или Софии Ярославской; тип Богородицы или Софии Киевской. 
#59
Древнейшим считается тип Софии Новгородской. Икона в иконостасе Покровской церкви относится именно к этому типу. В сочинении русского философа, священника и учёного П. А. Флоренского «Столп и утверждение истины» дается следующее толкование изображения. Крылья Софии — указание на близость к горнему миру. Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности. Кадуцей в деснице (правой руке) — указание на таинственную власть над душами. Свернутый свиток в шуйце (левой руке), прижимаемый к сердцу, — указание на ведение неведомых тайн. Царское убранство и престол — указание на царственное могущество. Венец в виде городской стены — признак Земли-Матери, выражающий покровительство человечеству. Камень под ногами — указание на твердость опоры, непоколебимость, Тороки или «слухи» — лента, поддерживающая волосы и освобождающая уши для лучшего слышания — указание на чуткость восприятий, на открытость для внушений свыше. Окружающие Софию небесные сферы, исполненные звезд, — указание на космическую власть Софии, на её правление над всею Вселенною. Бирюзово-голубой цвет этого окружения символизирует воздух, небо, небо духовное, горний мир, в средоточии которого живет София. Ведь голубой цвет настраивает душу на созерцание, на отрешенность от земного, на тихую грусть о покое и чистоте.
#19
Икона «Троица Ветхозаветная». XIX в.
Троица Ветхозаветная
XIX в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста. 

Есть информация о поновлении иконы крестьянином деревни Огорелыши Повенецкого уезда Василием Алексеевичем Потаповым. Появилась в иконостасе церкви в 1865 г.


#60
Согласно христианскому вероучению бог един, но проявляется в трех лицах, трех ипостасях: бог-отец (Саваоф), бог-сын (Иисус Христос) и бог-святой дух (изображается в виде белого голубя в сиянии). Троица — центральный догмат христианского вероучения. В древнерусской живописи существует три варианта изображения Троицы: «Троица Ветхозаветная», «Отечество», «Троица Новозаветная». В композициях «Троица Ветхозаветная» изображался ветхозаветный рассказ о том, как старцу Аврааму в дубраве Мамре явился Бог в образе трех ангелов. На иконах присутствовали три ангела за трапезой, Авраам и Сарра под сенью Мамврийского дуба, часто присутствовала сцена заклания тельца. В сокращенном варианте представлены только три ангела за трапезой. Толкование ангелов не было однозначным: до Андрея Рублева (начало XV века) в русских композициях «Троицу» изображали в виде Христа и двух ангелов. Затем, как у А. Рублева, стали изображаться три ангела — три лица Троицы. Композиция «Отечество» изображает сидящего на престоле Саваофа, на коленях у него юный безбородый Христос; он держит небесную сферу, внутри которой голубь — Святой Дух. Композиция «Троица Новозаветная» получила распространение в XVII веке. Она изображает равновеликих Саваофа и Христа, сидящих на престоле, а над ними парит Дух Святой в образе голубя. Однако и в это время «ветхозаветный» вариант предпочитался всем остальным. Троица — один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории. Он возник в конце IV века после того как на Втором Вселенском соборе был принят догмат о троичности, единстве и нерасторжимости трех лиц Троицы. В его основе — новозаветный рассказ о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи.
#20
Икона «Успение». Конец XVII в.
Успение
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Успение (по-славянски — «успление» — смерть) Богородицы — событие, глубоко чтимое христианским миром. Оно отмечается 28 августа (по новому стилю) и является одним из двунадесятых праздников (т.е. одним из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории. 
#61
Иконография праздника основана на богослужебных текстах и апокрифах. Одним из главных неканонических произведений является «Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери». Согласно апокрифу, Богородица до старости жила в доме евангелиста Иоанна Богослова. Когда ей исполнилось 72 года, явился архангел Гавриил и возвестил о скором её успении. По молитве Богородицы Господь чудесным образом перенес в дом Иоанна всех апостолов, а затем снизошел с небес и принял её душу.

Композиция представляет одр с усопшей Богоматерью, Христа с «душой» Богоматери в виде спеленутой фигурки, оплакивающих Богоматерь апостолов, святителей. Перед ложем маленькая фигура иудейского священника Афония, который должен был по приказу книжников и первосвященников осквернить тело Богоматери. Но когда он попытался опрокинуть одр, явился Ангел и отсек священнику руку.
#21
Икона «Вознесение Господне». XIX в.
Вознесение Господне
XIX в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Есть информация о поновлении иконы крестьянином деревни Огорелыши Повенецкого уезда Василием Алексеевичем Потаповым. Появилась в иконостасе церкви в 1865 г.


#62
Вознесение Господне — один из двунадесятых (т.е. один из двенадцати) главных христианских праздников, посвященных событиям Церковной истории, отмечается на 40-й день после Пасхи. Это великое, завершающее событие евангельской истории. Христианская легенда сообщает, что на сороковой день по воскресении из мертвых, в присутствии своих учеников Иисус Христос вознесся на небо с горы Елеонской. Во время вознесения перед апостолами предстали «два мужа в белой одежде» и возвестили о предстоящем втором пришествии Христа.

В композициях в центре изображается Богоматерь, по сторонам — два ангела в светлых одеждах и группа апостолов. Ангелы указывают апостолам на Христа в «славе» — ореоле, поддерживаемом летящими ангелами.
#22
Икона «Василий Великий». Конец XVII в.
Иоанн Златоуст
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.


Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, крупный церковный деятель, писатель, проповедник, обладавший выдающимся ораторским талантом.
#63
Внес большой вклад в развитие христианского учения и укрепления положения Церкви, один из «отцов Церкви» — церковных авторов, имеющих особый вес в богословии. Один из творцов литургии. Несколько сократив чин, составленный святителем Василием Великим, написал свой вариант литургии, которая под именем Литургии Иоанна Златоуста до сих пор является наиболее часто употребляемой литургией православной церкви. Входит в число трех святителей (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом).
#23
Икона «Евангелист Лука». Конец XVII в.
Евангелист Лука
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Лука — автор третьего Евангелия и книги «Деяния святых апостолов», включенных в Новый Завет. Был врачом, уроженцем сирийского города Антиохия. Принял крещение от апостола Павла, его спутник вплоть до заточения и смерти Павла в Риме. 
#64
Считается, что Лука написал первые иконы Богоматери, одобренные ею и послужившие основой для всех дальнейших её изображений. На иконах евангелисты часто изображаются с символами. Символы неустойчивы и соединяются то с одним, то с другим евангелистом. Чаще всего символ Луки — телец, символизирующий жертвенность Христа.
#24
Икона «Евангелист Марк». Конец XVII в.
Евангелист Марк
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Марк — автор второго Евангелия, включенного в Новый Завет. Был уроженцем Иерусалима. Считается ближайшим учеником апостолов Павла и Петра. Согласно преданию, был первым епископом Александрийской Церкви и в Александрии принял мученическую смерть во время гонений на христиан. 
#65
На иконах евангелисты часто изображаются с символами. Символы неустойчивы и соединяются то с одним, то с другим евангелистом. Чаще всего символ евангелиста Марка — лев, символизирующий высокое парение мыслей Христа.
#25
Икона «Апостол Петр». Конец XVII в.
Апостол Петр
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Петр (Симон) — апостол (греч. — посланник), ближайший из двенадцати учеников Христа. По словам Христа, «первый среди апостолов». Один из двух главных, верховных, апостолов (второй верховный апостол — Павел). Симон, позже прозванный Петром (греч. — камень), родился в Галилее и был рыбаком на Генисаретском озере. 
#66
За проповедь христианского учения казнен в Риме ок. 64 (67) г. при императоре Нероне, одновременно с апостолом Павлом. В церковном предании считается первым епископом Рима. Почитание его было повсеместным. Церковь считает Петра и Павла своими основателями. На Руси их культ соотносился с началом сенокоса, один из аспектов почитания — покровительство рыбакам. Православная церковь отмечает день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля (по новому стилю). Икона Петра в деисусных чинах иконостасов всегда располагалась симметрично иконе Павла. Непременными атрибутами Петра на изображениях были ключи в руке и свиток — свернутый, разворачивающийся или развернутый.
#26
Икона «Архангел Михаил». Фотокопия иконы конца XVII в.
Архангел Михаил
Фотокопия иконы конца XVII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Подлинная икона находится в фондах Музея изобразительного искусства Республики Карелия (Петрозаводск).

В христианской (а также иудаистической и мусульманской) мифологии — великий ангел, предводитель небесного воинства в эсхатологической битве с силами зла.  
#67
Согласно библейским легендам Архангел Михаил борется с низвергнутым с небес в преисподнюю ангелом зла Самаэлем, учит Адама земледелию, спасает Авраама (а также трех отроков) из огненной печи, выводит Лота из обреченного Содома, спасает от смерти Исаака, является учителем пророка Моисея, помогает израильтянам во время их исхода из Египта. Вместе с Архангелом Гавриилом является «ангелом предстояния», стоящим перед троном божьим и просящим за людей. На Руси Архангел Михаил являлся покровителем князей и ратной славы, его образ был широко распространен в иконописи.
#27
Икона «Богоматерь». Конец XVII в.
Богоматерь
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Одна из главных икон деисуса. Богородица изображена в полный рост в молении, передающей Спасу людскую молитву.
#28
Икона «Спас в силах» («Спас на престоле»). Конец XVII в.
Спас в силах («Спас на престоле»)
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Композиция, отражающая представление о величии Христа, Владыки мира, который является и его Судией. Икона «Спас в силах» помещается в середине деисусного чина иконостаса и является его центром.
#68
Христос представлен восседающим на престоле; он благословляет правой рукой, левой поддерживает раскрытое Евангелие. Фигуру обрамляют три сферы, вписанные одна в другую: огненный ромб — символ божественной славы Христа, голубовато-зеленый двухцветный овал — символ неба, киноварный четырехугольник с вогнутыми сторонами — символ земли.

От Христа исходит сияние в виде лучей, идущих через небо на землю. Небо, где утвержден трон, заполнено серафимами; на Земле изображены ангел, орел, лев, телец — символы евангелистов Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Ноги Спаса опираются на «престолы» (один из чинов небесной иерархии), которые изображены в виде крылатых колец с глазами. Как и серафимы, они входят в собирательное понятие «силы небесные».
#29
Икона «Иоанн Предтеча». Конец XVII в.
Иоанн Предтеча
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Иоанн Предтеча — Предтеча Иисуса Христа и его Креститель — величайший христианский святой. По словам Христа «лучший из рожденных женами». Иоанн Предтеча не только предсказал явление Иисуса Христа, но и увидел это пророчество сбывшимся. 
#69
Согласно библейской легенде, именно он крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Первые изображения Иоанна Предтечи относятся ко времени раннего христианства. Оттуда характерные черты Иоанна Предтечи почерпнуло искусство Византии, а затем и Древней Руси.

Иоанна Предтечу изображали длинноволосым зрелым мужем в одежде из верблюжьего волоса — милоти.
#30
Икона «Архангел Гавриил». Конец XVII в.
Архангел Гавриил
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

В христианской (а также иудаистической и мусульманской) мифологии — один из старших ангелов, вестник, передающий людям волю Бога и раскрывающий смысл пророческих видений.
#71
В библейских легендах Архангел Гавриил передает пророку Даниилу смысл его видений, предсказывает рождение Иоанна Крестителя — «Предтечи» Иисуса Христа, сообщает деве Марии «благую весть» о рождении Христа.

Последний сюжет является основным в европейской изобразительной традиции, связанной с Архангелом Гавриилом.
#31
Икона «Апостол Павел». Конец XVII в.
Апостол Павел
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Павел (Савл) — апостол (греч. — посланник), проповедник христианства, писатель, казненный в Риме ок. 64 (67) г. при императоре Нероне, одновременно с апостолом Петром. Один из двух главных, верховных, апостолов (второй верховный апостол — Петр). 
#72
Автор четырнадцати «Посланий», включенных в Новый завет. Церковь считает Петра и Павла своими основателями. Согласно христианской легенде Павел родился в малоазийском городе Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство. Поэтому ему было дано два имени — еврейское Савл и римское Павел. Первоначально он фанатично преследовал сторонников Христа. Но однажды, отправившись на розыски христиан в Дамаск, он, озаренный светом с неба, услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?.. Я Иисус». Видение оказало решающее воздействие на убеждения Павла: из яростного гонителя христиан он превратился в верного ученика Христа, проповедника его учения среди язычников («апостол язычников»), считавшего, что апостольская миссия возложена на него самым Богом. Православная церковь отмечает день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля (по новому стилю). На Руси их культ соотносился с началом сенокоса, один из аспектов почитания — покровительство рыбакам. Икона Павла в деисусных чинах иконостасов всегда располагалась симметрично иконе Петра.
#32
Икона «Евангелист Матфей». Конец XVII в.
Евангелист Матфей
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Матфей — апостол и евангелист, автор Евангелия, которое считается древнейшим, написанным раньше трех остальных. Матфей был мытарем — сборщиком мыта (пошлины) в галилейском городе Капернауме. 
#73
Христос вводит его в число семидесяти апостолов, которых он избрал, помимо двенадцати ближайших. Когда, после Вознесения Христа, апостолы решают ввести одного из семидесяти в число двенадцати вместо изменника Иуды и бросают жребий, он выпадает Матфею. На иконах евангелисты часто изображаются с символами. Символы неустойчивы и соединяются то с одним, то с другим евангелистом. Чаще всего символ евангелиста Матфея — ангел, означающий причастность Христа к высшим силам.
#33
Икона «Евангелист Иоанн Богослов» (зеркальная копия)
Евангелист Иоанн Богослов
Зеркальная копия иконы «Евангелист Иоанн Богослов» конца XVII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Копия выполнена в 1999 г. студентами-иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ныне Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета).

#75
Оригинал иконы «Евангелист Иоанн Богослов» находится в фондах музея-заповедника «Кижи».

Иоанн Богослов — апостол и евангелист, один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса, свидетель Преображения Христа и многих событий последних дней его земной жизни, единственный апостол, стоявший на Голгофе. Его заботам Иисус Христос оставляет свою Мать и Иоанн Богослов заботится о Богоматери до её успения. Автор четвертого, самого позднего Евангелия, и книги «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис»), включенной, как и Евангелие от Иоанна, в Новый завет.

По легенде, Евангелие он написал в очень преклонных годах, по просьбе своих учеников, которые просили его дополнить остальные три Евангелия. На иконах евангелисты часто изображаются с символами. Символы неустойчивы и соединяются то с одним, то с другим евангелистом. Чаще всего символ евангелиста Иоанна — орел, подчеркивающий царственность Христа.
#34
Икона «Григорий Богослов» (зеркальная копия)
Григорий Богослов
Зеркальная копия иконы «Григорий Богослов» конца XVII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Копия выполнена в 1999 г. студентами-иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ныне Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета).

#74
Оригинал иконы «Григорий Богослов» находится в фондах музея-заповедника «Кижи».

Григорий Богослов (Григорий Назианзин) — один из «отцов Церкви», внесший большой вклад в развитие христианского учения и укрепления положения Церкви. Жил в 4 веке новой эры, родился в городе Назианзине (Малая Азия). Автор теологических сочинений, посвященных обоснованию христианского догмата о Троице и направленных против арианства — христианской ереси, возникшей в начале 4 века новой эры и отрицавшей веру в божественность Иисуса Христа. Входит в число трех святителей (вместе с Василием Великим и Иоанном Златоустом).
#35
Икона «Пророк Иеремия». Конец XVII в.
Пророк Иеремия 
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Осуждал иудеев за отступление от истинного бога и поклонение идолам, предрекал им бедствия и опустошительную войну.  
#76
За эти предсказания Иеремия был посажен в тюрьму. Однако его пророчества сбылись: вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим. Навуходоносор освободил пророка и предоставил ему свободу. Иеремия, опечаленный бедствиями своего отечества, остался на развалинах Иерусалима. Вскоре среди оставшихся на родине иудеев возникли междоусобицы, и часть из них бежала в Египет, насильно уведя с собой Иеремию.

В Египте пророк почитался египтянами, т. к. своей молитвою совершил чудо — умертвил всех змей, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что вавилонский царь придет на египетскую землю и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то был убит своими врагами. В том же году предсказание Иеремии сбылось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи пророка Иеремии в Александрию. В Евангелии от Матфея указано, что пророк Иеремия предсказал предательство Иуды.
#36
Икона «Пророк Даниил». Конец XVII в.
Пророк Даниил
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Даниил (евр. «судья бог», «бог мой судья») — один из четырех великих ветхозаветных пророков, жизнь и видения которого описаны в библейской книге, носящей его имя («Книга пророка Даниила»). 
#77
После занятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором Даниил в числе плененных иудейских юношей знатного происхождения был доставлен в Вавилон, где его оставили при царском дворе. Даниил, вместе с тремя другими еврейскими юношами, соблюдает все иудейские религиозные предписания, за что Яхве дарует им знание и мудрость, а Даниилу еще и способность толковать видения и сны. Возвышению Даниила способствовал случай, когда он истолковал сон царя Навуходоносора, который не смогли объяснить вавилонские мудрецы. Царь увидел огромного истукана с ногами из железа и глины, который был разбит ударом оторвавшегося от скалы камня. Даниил толкует сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых не разрушится вовеки. Навуходоносор возвышает Даниила. Благосклонно относился к Даниилу и царь Валтасар, при котором он смог истолковать таинственную надпись, появившуюся на стене дворца во время пира (валтасаров пир), предсказав гибель Вавилонского царства. Благоволил Даниилу и царь Дарий. Однако, происки врагов Даниила привели к тому, что Дарий был вынужден казнить своего фаворита, бросив его в ров со львами. Но Бог защищает Даниила и львы не трогают его. В «пророческих» главах «Книги Даниила» предсказывается приход мессии («сына человеческого») — Иисуса Христа, впервые относительно ясно излагается идея страшного суда, описываются представления о воскресении мертвых (праведных), а также представления об ангелах — заступниках людей.
#37
Икона «Пророк Иезекииль». Конец XVII в.
Пророк Иезекииль
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Во время нашествия на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора был пленен и отведен в Вавилон.
#78
В плену ему было видение сияющего облака, огненной колесницы, запряженной крылатыми животными, имевшими каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла, а также престола с сидящим на нем подобием человека. Это видение было истолковано отцами церкви как видение Иисуса Христа и четырех евангелистов. С этого времени началась пророческая деятельность Иезекииля. Особенно важны два видения пророка: о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь.

За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, Иезекииля предали жестокой казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Тело пророка было похоронено в усыпальнице прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем. Она была включена в Библию.
#38
Икона «Пророк Исайя». Конец XVII в.
Пророк Исайя
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Происходил из царского рода. Пророчествовал шестьдесят лет. 
#79
Начало его служения было ознаменовано видением Господа, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле и окруженного шестикрылыми Серафимами. Исайя оставил после себя книгу пророчеств, в которой он критикует иудаизм, предсказывает пленение и возвращение из плена иудеев, опустошение и восстановление Иерусалима.

Пророк Исайя с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии — Христа Спасителя, предсказывает его рождение от Девы, описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит его воскресение и распространение церкви во всем мире. Скончался мученической смертью — был перепилен деревянной пилой. В настоящее время часть главы святого пророка Исайи хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.
#39
Икона «Пророк Моисей». Конец XVII в.
Пророк Моисей
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

В преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, первоучитель веры, вождь еврейских племен в их исходе из Египта в Ханаан (Палестину) (вторая половина 2 тыс. до н. э.). 
#80
Ему приписывают написание Пятикнижия. Согласно библейской легенде, фараон приказал топить в Ниле всех еврейских младенцев мужского пола. Мать Моисея спрятала его в зарослях тростника на берегу Нила. Там его находит дочь фараона, которая воспитывает его как сына. Однажды возмужавший Моисей заступается за еврея, которого избивает египетский надсмотрщик, и убивает обидчика. Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежит в Мидиан, где он становится избранником бога Яхве в миссии спасения иудеев. Моисею является ангел, который окликает его из объятого пламенем и несгорающего тернового куста (так называемая «неопалимая купина»), и передает ему весть «вывести из Египта сынов Израилевых».

Яхве наделяет Моисея способностью чудотворца и велит ему предстать перед фараоном и потребовать отпустить иудеев из Египта. Однако фараон отказывается и наказывает евреев новыми тяготами. Тогда Яхве через Моисея насылает на египтян «казни египетские» — несчастия, повлекшие болезни и смерть многих египтян. Фараону приходится уступить. Евреи пускаются в путь, но достигнув пустыни, испытывая жажду и голод, начинают роптать на Моисея. Тогда Яхве посылает людям в пищу манну небесную, а для утоления жажды — воду из родника, ударившего из скалы от прикосновения к ней жезла Моисея. На третий месяц скитаний евреи выходят к Синайской горе, где Моисей получает от Яхве десять заповедей регулирующих поведение человека перед богом (так называемый «декалог» или «десятисловие»), которые записаны на каменных досках — скрижалях. Следуя им, Моисей уничтожает золотого тельца — идола, сделанного его братом Аароном. Поскольку Моисею являлся сам бог Яхве, лицо пророка начинает сиять столь явственно, что ему приходится носить на лице покрывало.

Сорок лет предводительствует Моисей народом в его скитаниях по пустыне к «земле обетованной». Когда Моисею исполняется 120 лет, он передает дело своей жизни Иисусу Навину — своему преемнику.
#40
Икона «Пророк Давид». Конец XVII в.
Пророк Давид
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором придало ему черты эпического героя, царя-воителя. 
#81
По Евангелию от Матфея, Иисус Христос является прямым потомком Давида. Во время борьбы израильских племен с завоевателями с запада — филистимлянами, юноша-пастух Давид победил великана Голиафа. После этого он стал любимцем народа, был приближен ко двору царя Саула, от которого впоследствии Давид претерпел много бед. После гибели Саула и его сыновей Давид был провозглашен царем всего Израиля. Новой столицей Израиля при нем стал Иерусалим («Город Мира», «Град Давидов»).

В Иерусалиме он хотел воздвигнуть храм Яхве, но это ему не удалось. Давиду было предсказано, что храм воздвигнет его сын. Получил известность рассказ о любви Давида к Вирсавии, матери царя и пророка Соломона. Давид отсылает мужа Вирсавии на войну, заведомо обрекая на смерть, а ее берет в жены. Яхве наказывает Давида смертью младенца, рожденного Вирсавией; однако второй сын Вирсавии — Соломон выживает. Умер Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного богом Мессии (Иисуса Христа).
#41
Икона «Богоматерь Знамение». Конец XVII в.
Богоматерь Знамение
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Изображенная по пояс Богоматерь, с воздетыми руками и Спасом Эммануилом (Еммануилом) на груди. Эммануил (евр. «с нами Бог») — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. 
#82
В русских иконостасах композиция «Богоматерь Знамения» занимала центральное место в пророческом ряду, олицетворяя пророчество о рождении Христа.
#42
Икона «Пророк Соломон». 1697 г.
Пророк Соломон
1697 г.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Третий царь Израильско-Иудейского государства, изображенный в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен; герой многих легенд. Его отец — царь Давид, мать — Вирсавия. 
#83
Давид назначил Соломона наследником престола в обход старших сыновей. Бога, явившегося Соломону во сне и обещавшего исполнить любое его желание, Соломон просит даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ». И за то, что он не попросил никаких земных благ, Соломон наделяется не только мудростью, но и невиданным богатством и славой.

По преданию, Соломон — автор книг «Притчи Соломоновы», «Екклесиаст», «Песнь Песней».
#43
Икона «Пророк Захария». Конец XVII в.
Пророк Захария
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Пророк Захария был с юношеского возраста призван к пророческому служению. 
#84
Именно в его книге содержатся подробности о пришествии Мессии, о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на осле, о предании Господа за 30 сребреников, о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя.

Пророк Захария имел прозвище «Серповидец», т. к. в одном из откровений он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа. Согласно преданию, дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима.
#44
Икона «Пророк Самуил». Конец XVII в.
Пророк Самуил
Конец XVII в.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

Пророк Самуил был первосвященником — религиозным лидером израильтян, который обладал также и политической властью. 
#85
Правлению Самуила предшествовало тяжелое военное поражение израильтян, когда завоеватели филистимляне убили около 30 тысяч его соплеменников. В числе погибших был и прежний лидер — Илия, который являлся воспитателем Самуила. Гибель Илии и его родственников Самуил предсказал, ещё будучи ребенком. После смерти Илии вождем становится Самуил. При нем израильтянам удалось вернуть себе утраченные территории. Самуил прожил до глубокой старости, однако, конец его правления был связан с ослаблением теократической власти. Против своей воли, под давлением старейшин, Самуил вынужден отдать политическую власть царю, которого, впрочем, назначал он сам. Сначала им становится Саул, а затем — Давид.
#45
Икона «Пророк Илия» (зеркальная копия иконы)
Пророк Илия
Зеркальная копия иконы «Пророк Илия» конца XVII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Копия выполнена в 1999 г. студентами-иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ныне Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета).

#86
Оригинал иконы «Пророк Илия» в настоящее время экспонируется в трапезной церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.

В ветхозаветных преданиях Илия предстает как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском государстве, вступающий в борьбу с жрецами и израильскими царями — покровителями культа Ваала. Это одаренный почти божественной властью чудотворец, пророк, устами которого глаголет бог, проповедник, предсказывающий будущее от имени бога. Илия имеет облик нищенствующего аскета-подвижника. Ветхозаветный пророк Илия глубоко почитался на Руси и очень часто изображался древнерусским искусством.

Праздник православной церкви в честь пророка Илии — Ильин день отмечается 2 августа (по новому стилю). Он не входил в число главных праздников православия, но отмечался широко и торжественно. Популярности Ильина дня у верующих, особенно у крестьян, способствовало то, что Илья Пророк считался «подателем дождя», почитался как небожитель, от которого зависит урожай, а следовательно, и благополучие крестьян. С Ильиным днем связывалось окончание сенокоса и начало жатвы. Этот праздник был важной вехой в крестьянском быту.
#46
Икона «Пророк Аввакум» (зеркальная копия)
Пророк Аввакум
Зеркальная копия иконы «Пророк Аввакум» конца XVII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Копия выполнена в 1999 г. студентами-иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ныне Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета).

#87
Оригинал иконы «Пророк Аввакум» находится в фондах музея-заповедника «Кижи».

Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами бежал в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился ангел и перенес его в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так пищей, предназначенной для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости.
#47
Икона «Пророк Иона» (зеркальная копия)
Пророк Иона
Зеркальная копия иконы «Пророк Иона» конца XVII в. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста.
Копия выполнена в 1999 г. студентами-иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ныне Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета).
 
#88
Оригинал иконы «Пророк Иона» находится в фондах музея-заповедника «Кижи».

Книга пророка Ионы является частью Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом (Яхве) к ниневитянам с проповедью о покаянии. Уклоняясь от этого поручения, Иона бежит в противоположную сторону и садится на корабль. Тогда бог поднимает бурю, и Иона, осознавая свое прегрешение и то, что именно он является причиной бедствия, просит корабельщиков выбросить его в море. Корабельщики, после бесплотных попыток спасти судно, вынуждены против своей воли исполнить желание Ионы, и море утихает. Яхве повелевает большой рыбе (в славянском переводе Библии — киту) проглотить Иону и через три дня извергнуть его на сушу. В новозаветной традиции Иисус Христос предсказывает свою смерть и последующее воскресение на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Иконостас Покровской церкви

Размер
448x771 см
18
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.