Королева. Жена короля, Поль Гоген
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Об экспонате
#5
#2
«Жена короля» является одним из лучших таитянских произведений Гогена. Спокойно и величественно возлежит могучая смуглая таитянка на ярком зеленом ковре травы на берегу бирюзового моря, окруженная экзотическими плодами и деревьями. Под деревом, обвитым змеем, изображены два старца, обсуждающие вечные проблемы бытия, крадущийся загадочный зверь с горящими глазами. Слева — женская фигура, срывающая плод с древа. Все это призвано вызвать в нашей памяти образ Евы. Но идея парадиза в первую очередь внушается художником цветом и выразительными линиями-арабесками. Именно эти художественные средства и вызывают образ прекрасного таитянского рая.
#6
О композиции
#4
Гоген намеренно повторяет композицию знаменитой картины Эдуарда Мане «Олимпия», которая, в свою очередь, восходит к «Венере Урбинской» Тициана. Но сходство композиции лишь подчеркивает отличие образа гогеновской картины от работ его предшественников. Оно проявляется не только в самом типе обнаженной женской натуры, но и в каком-то первобытном, «варварском» изобилии форм и красок окружающей природы, естественным порождением которой и является жена короля.
#8
О поэзии природы
#7
Гоген воплотил поэзию первозданной природы. Собственно, его искусство и становится олицетворением обретенного вновь парадиза. Краски картины яркие и звучные, ритмы подвижные, все сплетается в орнаментальный узор, уподобляя полотно декоративному гобелену.