Наградной венец
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#4
Наградной венец хранится в фонде изделий, выполненных из драгоценных металлов, так как он сделан из серебра 750 пробы. Украшение является интересным памятником ювелирного искусства Эфиопии конца XIX века — одним из тех изделий, которые воплотили в себе приметы времени их создания. История поступления в коллекцию музея связана с событиями международной политической жизни нашей страны.
#5
Наградной венец военачальника
Венец представляет собой двурядное серебряное изделие, выполненное в технике отливки и последующей штамповки. Предмет украшен зернью и её имитацией. Нижний ряд венца состоит из набранных колоколообразных бусин, которые расположены ровным рядом, а одна из них — выбивается из общего числа и свисает чуть ниже. В среднем ряду расположены полосы имитации зерни, а соединение верхнего и нижнего ряда украшено подлинной зернью.
#13
Монета времени Менелика II
#14
Наиболее интересная часть венца — верхняя в центре, на ней изображен лев, идущий влево, так называемый «Лев Иудеи» или «Лев Иуды». Именно эта фигура позволяет достаточно точно датировать венец самым концом XIX века, поскольку именно в это время император Менелик II заказывает во Франции, в Париже дизайн серебряной монеты, на аверсе которой был изображен его портрет, а реверс был украшен фигурой «Льва Иудеи» («Льва Иуды») в точно такой же позе, держащего в лапе штандарт, в короне, с пышной развевающейся гривой и гибким хвостом. По всей видимости, для изготовления венца использовалась та самая форма, которая использовалась на монетном дворе Менелика. Венец прожил достаточно долгую жизнь до того, как попал в Музей: имеются утраты стеклянных вставок, которые обегали центральную часть венца, сильно истерта сама фигура льва.
#8
Интересна история поступления венца в музейное собрание — она связана с визитом негуса (царя) Эфиопии Хайле Селассие I в Советский Союз в 1959 году. Во время двухнедельного визита негус преподнес советскому правительству подарки, в числе которых и был наш венец.
Хайле Селассие I
#15
До 1965 года венец хранился в Музеях Московского Кремля, а в 1966 году был передан в Музей Востока. Интересно, что в акте Музеев Московского Кремля упоминается, что венец состоит из двух частей — собственно, серебряной части, и того, что в акте Музеев Московского Кремля названо «волосами животного».
#16
Полоска львиной гривы
МАЭ РАН. № 384-13
Важным элементом украшения венца являлась тонкая полоска львиной гривы, которая «фонтанчиком» выбивалась за пределы серебряного украшения. К сожалению, эта полоска была утрачена, и к нам поступила именно серебряная основа.
#17
Эфиопские воины в парадном облачении
#18
Венец, который носит эфиопское название акудамай, являлся одной из важных воинских наград за доблесть в Эфиопии конца XIX века. Его форма восходит, возможно, к императорским коронам, характерным для XVIII–XIX вв. Но к XIX веку подобные венцы вручались военачальникам и наиболее отважным охотникам Эфиопии.
#19
Аналогии венцу можно найти в описаниях европейских путешественников и в некоторых музейных собраниях. Большинство представленных в зарубежных музеях венцов выполнены проще и, как правило, не из драгоценных металлов, а из сплава, иногда вызолоченного. В этом смысле наше украшение является, пожалуй, наиболее ценным из известных в музейных собраниях.
#20
Помимо венца, классический парадный убор эфиопского воина конца XIX века дополнялся еще и накидкой, так называемым «лембтом», которая тоже имитировала львиную шкуру.
Наградной венец
Музей Бранли. № 71.1919.4.4
#21
Будучи выполненной из бархатной ткани, расшитой драгоценным шитьем, она на плечах была украшена фрагментами львиной гривы. Таким образом, воин представал действительно как «Лев Иудеи».
Этот символ, перешедший с монеты на венец, а затем, чуть позже, в правление уже Хайле Селассие I — на герб Эфиопии, является очень значимым, поскольку фигура льва связана с библейской традицией, и имеет отношение к местным представлениям о воинской храбрости и силе. Кроме того, для Эфиопии это очень важный символ императорской власти.
#22
Хайле Селассие I
Один из титулов самого Хайле Селассие I — «Всепобеждающий лев из колена Иуды».
#23
Дело в том, что император считался последним потомком легендарного царя Соломона и царицы Савской и в этом качестве почитался в ранних афроцентристских движениях, возникающих в первой половине XX века. В религиозном движении растафарианства Хайле Селассие является воплощением бога на Земле. Само название «растафарианство» происходит от имени Селассие — Рас Тэфери Мэконнэн.
App StoreGoogle Play