Торжественное заседание Государственного совета, Репин И.Е.
Государственный Русский музей
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#5
Государственный совет Российской империи был создан Александром I в 1801 году. Это было законосовещательное учреждение, членов которого назначал император. В апреле 1901 года Николай II поручил Илье Репину запечатлеть юбилейное заседание Госсовета.

Репин решил делать полотно масштабным — почти девять на четыре метра. Художнику на тот момент было уже под шестьдесят лет, и он почти не мог писать правой рукой из-за сильных болей. Поэтому в создании картины участвовали его ученики: Борис Кустодиев и Иван Куликов.

Торжественное заседание должно было пройти в Круглом зале Мариинского дворца в Петербурге. Репин и его помощники заранее сделали этюды интерьера, и к событию изображение обстановки было готово. За время мероприятия мастер успел написать эскиз маслом. Также, чтобы все зафиксировать, он впервые сделал снимок фотоаппаратом.
#31
#14
Заседание государственного совета. 1900 год
#25
Затем художник в течение нескольких месяцев делал в альбомах наброски собраний Госсовета. Ему выдали список членов совета с перечнем чинов, формы, наград. На этих материалах Репин оставлял свои комментарии, например: граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные», оберпрокурор Синода Константин Победоносцев — «совсем сова».
#26
Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.
#16
Для полотна Репин написал шестьдесят портретов с натуры, не без помощи учеников. Всего на картине восемьдесят один человек — члены Государственного совета во главе с Николаем II и статс-секретари — некоторые повернуты к зрителям спиной или вполоборота.
#27
Илья Репин. Портрет великого князя Владимира Александровича. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.
#33
Из-за срочности живописец выполнял портреты в этюдной форме за три-четыре сеанса, а иногда и за один. Никогда раньше мастеру русского реализма не приходилось работать так быстро. Для автора это был подготовительный материал, но получилась целая портретная галерея, восхитившая современников живыми деталями.

Художник Игорь Грабарь писал:
#34
«По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений.»
#18
Талант автора проявился также в построении сюжета и композиции. Изначально Репин должен был изобразить, как Николай II зачитывает на заседании юбилейную грамоту. Однако он предложил добавить динамичности и показать момент, когда секретари разносили памятные медали.

В ряды сидящих людей живописец добавил акценты: написал некоторых стоя во весь рост или в движении. А чтобы видно было всех, пришлось поменять масштаб отдельных фигур и обозначить перспективу с нескольких точек зрения. Картина представляет собой по сути панораму.
#20
Репин мастерски построил колорит картины. Несмотря на обилие тёмно-красного в интерьере, чёрного, золотого, голубого и алого в одежде, Репин с помощью тончайших оттенков передал все цвета по-разному. Например, в зависимости от освещения красный стул мог быть тёмно-бордовым или розовым.
#22
Зал заседаний Мариинского дворца с размещённой в нем картиной Ильи Репина. 1900-е годы.
#21
Вся работа заняла три года. Кустодиев выполнил правую часть финального холста, Куликов — левую. Сам мастер писал центр и в конце прошёлся кистью по всей картине. «Фотография в масле» стала и крупнейшим полотном своей эпохи, и самым массовым портретом, и историческим документом.
#32
#23
Торжественное заседание Государственного совета
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00