Сосуд
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#1
Сосуд
#2
Декоративный сосуд был выполнен в конце XIX в. учениками одной их крупнейших художественных школ Индии — Школы искусств J.J., которая по сей день располагается в Бомбее (Мумбае). Она носит имя своего основателя — члена общины парсов, торговца и мецената Джамситджи Джиджибхоя. Этот выдающийся человек принимал активнейшее участие в политической и культурной жизни Бомбея и приложил немало усилий к тому, чтобы индийские художники и ремесленники заняли достойное место на мировом художественном рынке. Для этого он предоставил Британским властям Индии средства на учреждение художественной школы, в которой индийские мастера получат современное европейское образование. Кстати, профессором в школе искусств Джиджибхоя много лет был сэр Локвуд Киплинг, и именно в её кампусе родился его знаменитый сын Редьярд.
#3
#8
Со Школой искусств J.J. связана история знакомства широкой публики с выдающимся памятником раннего искусства Индии — росписями пещерного монастыря Аджанты. Первые их копии были выполнены между 1844 и 1863 гг. по заказу Королевского Азиатского общества Робертом Гиллом: они экспонировались в Хрустальном дворце в Лондоне, и практически все погибли в знаменитом пожаре 1866 года (три выжившие картины ныне хранятся в Музее Виктории и Альберта). В 1872 году Британские колониальные власти попросили учеников школы Джиджибхоя сделать новые копии с этих росписей. Для этого были отобраны семь лучших студентов, которые под руководством директора школы, живописца-монументалиста Джона Гриффитса, выполнили около 300 работ, большая часть которых была отправлена в Великобританию.

Впоследствии ученики этой школы не раз возвращались в Аджанту, где выполняли зарисовки с натуры — и влияние древней живописи прослеживается в работах многих известных индийских художников, её выпускников. Студентов керамического класса эстетика Аджанты тоже не обошла стороной — она видна и колорите этих работ, построенном на охристой гамме с превалированием черного, темно-коричневого, горчичного цветов, и в строении растительного орнамента, покрывающего тело этих изящных сосудов.
#7
#5
Заготовки для керамических изделий в школе J.J. изготавливали местные, бомбейские горшечники-кумбхары, глазури варили приглашенные из Синда мастера, а росписью сосудов занимались ученики школы, обученные в европейской манере. Продукт должен был отвечать ожиданиям европейца, желающего украсить интерьер изящной колониальной вещицей. Успех был ошеломительным — продукция бомбейской школы под торговой маркой «Керамика страны Чудес» («Wonderland Art Pottery») продавалась по всей Европе. В Лондоне её можно было купить в «Либерти» на Риджент Стрит — месте, где Артур Либерти снабжал восточными диковинами состоятельных поклонников ар нуво.
#9
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00