Сосуд,
Государственный музей Востока

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «100 шедевров Музея Востока» и скачайте ее;

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#1
Неизвестный автор
Сосуд
#2
Декоративный сосуд был выполнен в конце XIX в. учениками одной их крупнейших художественных школ Индии — Школы искусств J.J., которая по сей день располагается в Бомбее (Мумбае). Она носит имя своего основателя — члена общины парсов, торговца и мецената Джамситджи Джиджибхоя. Этот выдающийся человек принимал активнейшее участие в политической и культурной жизни Бомбея и приложил немало усилий к тому, чтобы индийские художники и ремесленники заняли достойное место на мировом художественном рынке. Для этого он предоставил Британским властям Индии средства на учреждение художественной школы, в которой индийские мастера получат современное европейское образование. Кстати, профессором в школе искусств Джиджибхоя много лет был сэр Локвуд Киплинг, и именно в её кампусе родился его знаменитый сын Редьярд.
#3
#8
Со Школой искусств J.J. связана история знакомства широкой публики с выдающимся памятником раннего искусства Индии — росписями пещерного монастыря Аджанты. Первые их копии были выполнены между 1844 и 1863 гг. по заказу Королевского Азиатского общества Робертом Гиллом: они экспонировались в Хрустальном дворце в Лондоне, и практически все погибли в знаменитом пожаре 1866 года (три выжившие картины ныне хранятся в Музее Виктории и Альберта). В 1872 году Британские колониальные власти попросили учеников школы Джиджибхоя сделать новые копии с этих росписей. Для этого были отобраны семь лучших студентов, которые под руководством директора школы, живописца-монументалиста Джона Гриффитса, выполнили около 300 работ, большая часть которых была отправлена в Великобританию.

Впоследствии ученики этой школы не раз возвращались в Аджанту, где выполняли зарисовки с натуры — и влияние древней живописи прослеживается в работах многих известных индийских художников, её выпускников. Студентов керамического класса эстетика Аджанты тоже не обошла стороной — она видна и колорите этих работ, построенном на охристой гамме с превалированием черного, темно-коричневого, горчичного цветов, и в строении растительного орнамента, покрывающего тело этих изящных сосудов.
#7
#5
Заготовки для керамических изделий в школе J.J. изготавливали местные, бомбейские горшечники-кумбхары, глазури варили приглашенные из Синда мастера, а росписью сосудов занимались ученики школы, обученные в европейской манере. Продукт должен был отвечать ожиданиям европейца, желающего украсить интерьер изящной колониальной вещицей. Успех был ошеломительным — продукция бомбейской школы под торговой маркой «Керамика страны Чудес» («Wonderland Art Pottery») продавалась по всей Европе. В Лондоне её можно было купить в «Либерти» на Риджент Стрит — месте, где Артур Либерти снабжал восточными диковинами состоятельных поклонников ар нуво.
Полное наименованиеСосуд
Авторнеизвестен
Дата созданияВторая половина XIX в.
Место созданияИндия, Бомбей
ТехникаГлина, глазурь, роспись, обжиг
РазмерыВысота 36 см, диаметр 19,1 см
КоллекцияГосударственный музей Востока
Правообладатель изображенийГосударственный музей Востока
№ Госкаталога5609726
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00