Ритон — кубок
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#3
Ритон — кубок
#4
Ритон с протомой львогрифона был найден в 1948 во время раскопок на городище Старая Ниса (Туркменистан), в так называемом «Квадратном доме» — сокровищнице, расположенной на территории царской резиденции парфянских царей, Митридаткерте, построенной Митридатом I (174-136 гг. до н. э.). Ритон входил в единую группу специальных сосудов для вина, найденных в количестве более 40 штук.

Ритоны, как сосуды для питья, известны с глубокой древности, а широкое распространение получили после греко-персидских войн. Они имеют три отличительные особенности: во-первых, они представляют собой сосуд в форме рога; во-вторых, в нижней части этого сосуда имеется специальное сливное отверстие; в-третьих, как правило, ритоны завершаются скульптурным изображением (протомой). В основном ритоны изготавливались из драгоценных металлов или керамики.
#8
Ритон с протомой львогрифона
#9
Технику исполнения ритона можно определить, как хризоэлефантинную. Она предполагает использование слоновой кости, как основного материала; дерева, как основы для крепления; золота для обкладки отдельных деталей и камня для инкрустации. Ритон состоит из нескольких частей — скульптурной протомы, соединительного патрубка, ствола и завершающего фигурного фриза, которые изначально крепились методом втулок и на деревянной основе. Протома и фриз выполнены резьбой, местами имеют следы краски и цветных вставок.

Сохранность протомы плохая, кость сильно расслоилась. Крылья львогрифона утрачены, место их крепления отмечено отверстиями, в которых они крепились. На голове два S-образных рога. Ближайшие аналогии встречаются на многочисленных памятниках ахеменидского искусства VI–V вв. до н. э.

Патрубок ритона также сильно поврежден.
#12
Ритон с протомой львогрифона
#13
Верхнюю часть ритона украшает фриз с изображением олимпийских богов, «додекатейон». Изображение двенадцати богов в античном искусстве встречается довольно редко, поскольку изображение двенадцати богов как группы предполагало их культ, когда почести воздавались всем богам одновременно. Этот сюжет довольно редкий, и культ двенадцати богов не имел широкого распространения.
 
Первое, что обращает на себя внимание, это отсутствие единого списка двенадцати богов. Греческие тексты, подчеркивая их число, редко называют имена.
 
Двенадцатью олимпийцами, наиболее известными, считаются: Зевс, Гера, Аполлон, Артемида, Арес, Афина, Гефест, Афродита, Гермес, Деметра, Гестия, Посейдон.
 
На фризе в верхней части ритона сохранилось 8 рельефных фигур олимпийских богов: Зевс (фрагментарно), Гера (фрагментарно), Гефест, Афина, Арес, Афродита, Посейдон (фрагментарно).
#14
Ритон с протомой львогрифона. Фриз
Зевс — представляет собой мужскую фигуру, торс развернут на зрителя, вес тела перенесен на правую ногу. Левая рука упирается в бок, придерживая гиматий, в правой, опущенной вдоль тела, перун. Голова в легком наклоне влево, бородатое лицо с крупными чертами и недлинными волосами.

Гера — представляет собой стоящую женскую фигуру, в хитоне, подпоясанном под грудью, складки которого опускаются до пола и задрапированную в гиматий.
#15
Гефест — изображен в виде плотной мужской фигуры, закутанной в хламиду, опирающуюся на длинный посох. Ступни в вывернуты неестественным образом, видимо, характеризуя данный персонаж — известно, что Гефест родился хром и уродлив, за что Гера сбросила его с Олимпа в море.

Афина — изображена в полном боевом облачении: в шлеме, с копьем и щитом, конец плаща заткнут за пояс на правом боку. На голове шлем беотийского типа, увенчанный плюмажем. Правой рукой женщина опирается на копье, левой держит круглый щит, который закрывает ей левый бок и спину. Соответствует классической иконографии Афины Промахос, сложившейся еще в архаическое время.
#16
Арес — представляет собой фигуру стоящего воина; в правой руке -копье. Арес облачен в кирасу, пластинчатый набедренник и плащ, скрепленный на правом плече. На ногах бога сапожки с треугольными отворотами.

Афродита — полуобнаженная женская фигура, тело в легком повороте вправо. На предплечьях браслеты. Левая рука придерживает край покрова, который, проходя за спиной, окутывает слегка отставленную правую ногу. Правой рукой богиня придерживает ткань у лона.
Ритон с протомой львогрифона. Фриз
#17
Посейдон — представляет собой стоящую мужскую фигуру, бедра задрапированы гиматием; поднятая левая рука держит трезубец; правая — упирается в бедро. Голова повернута вправо и обращена чуть вверх. Густые волосы, борода и усы. Нижняя часть тела задрапирована гиматием, который переброшен сзади вперед через левое плечо, оставляя обнаженным мускулистый торс и правую руку.

Над фризом расположен ряд скульптурных головок — мотив, хорошо известный в оформлении посуды в Греции, и завершающий всю композицию карниз.
#18
Ритон
#19
Ритоны из Старой Нисы являются абсолютно уникальными, не имеющим аналогов произведениями искусства. Выполненные в технике, близкой к хрисоэлефаентинной, украшенные скульптурными протомами и сюжетными рельефными фризами, они максимально ярко отражают, с одной стороны, характер эллинистического искусства с тенденцией к синтезу греческих и восточных черт, с другой — позволяют многое узнать о культурной, религиозной и общественной жизни этого периода, с потребностью сохранить греческие истоки, находясь под постоянным влиянием инородной среды и культуры.
App StoreGoogle Play