Портрет чиновника Ли Доксу
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#1
Портрет чиновника Ли Доксу
#2
В собрании Государственного музея Востока хранится портрет представителя высшей корейской бюрократии XVIII века Ли Доксу, возглавлявшего одно из ведомств центрального аппарата управления — Палату чинов. Он притягивает взгляд своей магически живой конкретностью, наглядно обнаруживая важнейший принцип чосонской портретной живописи: передавать «дух» человека через беспристрастно точное воспроизведение его индивидуального внешнего облика. Нельзя не подивиться тщательности, с которой выписаны тронутые сединой брови и практически седая борода, где различим каждый волосок. Не оставлены без внимания художником и пигментные пятна, обильно покрывающие широкоскулое лицо стареющего чиновника.
#3
Портрет Хван Хыма (1639–1730)
Корея, II половина XVIII–XIX в. 
Государственный музей Востока
В корейской живописи эпохи Чосон (1392–1897) заметное место принадлежало портрету. Его развитие было теснейшим образом связано с укоренением в стране неоконфуцианства, культивировавшего в качестве основополагающих добродетелей «сыновнюю почтительность» (хё) и «верность» (чхун) по отношению к государю. Укреплению авторитета правящей династии призваны были служить портреты ванов (правителей). По высочайшему приказу придворные художники запечатлевали «заслуженных сановников» (консин). Портреты прославленных представителей рода бережно хранились в семейных храмах ёндан, где регулярно отправлялись обряды поминовения духов предков. В конфуцианских академиях (совонах) перед портретными изображениями видных конфуцианских мыслителей совершались соответствующие мемориальные церемонии.
#4
Большинство дошедших до нас чосонских портретов выполнено на шелке. Создававшиеся преимущественно для ритуальных целей, они чаще всего оформлены в виде вертикального свитка довольно большого размера. Маленький формат данного произведения, написанного к тому же на бумаге, а также иероглифы в верхнем правом углу, обозначающие число «14», заставляют предположить, что портрет, скорее всего, входил в состав одного из альбомов, называвшихся хэдон мёнсин хвачхоп (альбом [портретов] прославленных корейских сановников). В поздний период Чосон альбомы с портретами знаменитых соотечественников приобрели популярность. Иногда их появление было вызвано желанием заказчика возвеличить свой род, и тогда альбом представлял собой портретную генеалогию того или иного родового клана. Однако во многих случаях коллекционеры составляли альбомы просто из изображений, выдающихся личностей, чья служебная карьера или «качества мудреца» могли стать достойным примером для подражания.
Портрет основателя Чосона вана Тхэджо (1335-1408, годы правления 1392-1398) в алтаре Кёнгиджон в Чонджу (пров. Сев. Чолла).
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00