Покрывало
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#9
В Дагестане, самыми интересными, прежде всего своей абсолютной индивидуальностью орнаментального решения, стали вышивки, производившиеся в XVII–XIX вв. (а по преданиям, начиная с XVI века). Первым обратил на них внимание известный кавказовед Е.М. Шиллинг, и назвал их «кайтагскими». В узорах здесь довольно отчетливо читаются солярные мотивы, тотемы, изображающие животных, птиц, человека. Все они, представляют собой рассказ и особое пожелание к конкретному случаю (к сожалению, в наши дни язык этих «рассказов» утерян). Их можно увидеть и на петроглифах, и в резьбе на деревянных порталах старых зданий, и на опорных столбах мечетей, и на могильных плитах, а также на множестве бытовых изделий.
 
Такие вышивки, всегда передавались в семье по наследству по мужской линии. Их использовали в свадебном и похоронно-поминальном обрядах, они служили оберегами — ими покрывали люльку с младенцем, причем всегда обязательно узором внутрь, так, чтобы вышивка своими магическими знаками защищала ребенка от «нечистой силы».
#10
Покрывало «чаралла геянилла» на люльку «бешик».
В свадебном обряде на различных его этапах использовалось несколько вышивок. Так, перед свадьбой, вышивку с подарками относили в дом жениха, а другую, большего размера, использовали как свадебную простыню. Еще одна, служила покрывалом, закрывающим приданое невесты, передаваемое с ней в дом будущего мужа.
#12
В похоронном ритуале короткие и узкие вышивки накладывали орнаментированной стороной вниз на лицо умершего. Еще одну вышивку клали сверху на одежду покойного, и при прощании, перечисляя достоинства ушедшего, приговаривали: «его сила осталась в вышивке». При дележе наследства, если вышивок на всех членов семьи не хватало, их разрезали на части.
 
В конце XIX в. «кайтагские» вышивки производить перестали. 
Уже при основании Государственного музея Востока, в 1919 г. у коллекционеров Тер-Ованесова и И.Ф. Рерберга было приобретено четыре «кайтагских» вышивки, датированных XVIII — началом XIX вв. В настоящее время музейное собрание представлено 24 образцами, создававшимися в период с конца XVIII до начала XX в. Это покрывала на сундук, на люльку, предметы свадебного и похоронного обряда, обереги жилища и домашнего очага.
#11
Сохранившиеся в Дагестане старинные образцы, заново открыл миру Роберт Ченсинер, дилетант-исследователь из Лондона — он неожиданно натолкнулся на путеводитель по Государственному музею Востока, где была представлена фотография одной из хранящихся в музее «кайтагских» вышивок.
Современные вышивальщицы.
#13
Ченсинер приехал в Дагестан, приобрел за бесценок у разных владельцев около 200 таких вышивок, и сумел вывезти их за границу, а в 1993 г. опубликовал в Лондоне прекрасно изданный каталог с цветными фотографиями экземпляров из своего собрания. Так вышивки привлекли к себе огромный интерес специалистов и коллекционеров во всем мире.

Появившись на международных аукционах в начале 1990-х гг., они предлагались сначала по 80 евро за один экземпляр, а через несколько лет эта цена выросла до десяти тысяч евро. В наши дни в частных западных собраниях таких образцов насчитывается уже несколько сотен. По всему миру почти ежегодно стали организовываться выставки, специально посвященные «кайтагским» вышивкам. Вдохновленные таким необычайным интересом, местные мастерицы решили попытаться возродить этот вид искусства.
App StoreGoogle Play