Голубые танцовщицы, Эдгар Дега
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Об экспонате
#1
Эдгар Дега
Голубые танцовщицы
#10
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
© 2017 Музей нового западного искусства. Все права защищены
#5
#2
Шедевром художника на тему балета является пастель «Голубые танцовщицы». Дега, прекрасный рисовальщик, любил пастель, так как при работе в ней цвет и линия были едины. Мотив передачи движения продолжал интересовать его на протяжении всего его творчества. В данной композиции он разворачивает движение во временной последовательности, показывая различные его этапы. Трудно сказать, изображен ли здесь момент танца, репетиции, а может быть, на одном полотне запечатлена фигура одной и той же балерины, но в разных позах и поворотах. Художник изобразил фигуры крупным планом, соединяя в композиции прямую и обратную перспективу. Он использует свои излюбленные приемы кадрирования, воспроизведения движений и жестов по памяти.
#6
О поэтической экспрессии
#9
Поэтическая экспрессия произведения определяется музыкой линий, очерчивающих фигуры, магией ритма и волшебным сиянием голубого цвета, звучного, богатого оттенками, то вспыхивающего в свете, то мерцающего в тени. Теплые золотистые тона, контрастируя с синими, голубыми и изумрудными, придают картине декоративную выразительность. Все в этой пастели — цвет, линия, фактура, пространство, форма — сливается в нерасторжимый сплав.
#8
О манере Дега
#7
Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.