Голова буддийского монаха
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#1
Голова буддийского монаха
#6
В коллекции искусства Мьянмы есть замечательное произведение — мраморная голова буддийского монаха, датируемая XIV веком.
#3
Мьянма на географической карте мира
 Она происходит из Верхней Мьянмы и когда-то находилась в одном из буддийских комплексов города Сагайна. Это центр одноименного административного округа, находящийся недалеко от Пагана — великолепной столицы первого крупного государства, Паганского королевства. Период его существования — XI–XIII века — называют «золотым веком» в культуре Мьянмы. Тогда в стране был утвержден буддизм тхеравады — южного направления учения Будды, сложились основные виды культовых сооружений. Только в Пагане их было построено более трех тысяч! 

Храмовые алтари украшали буддийской скульптурой, создаваемой по утвержденным иконографическим образцам. Помимо отдельных изображений Будды получил распространение тип композиции, в которой Пробужденный окружен буддийскими монахами или его главными учениками.
#4
Такую сцену выполняли рельефно на глиняных и каменных плитах, вырезали из песчаника и мрамора в круглой пластике. При этом по обе стороны большой скульптуры Будды располагали меньшие по размеру фигуры учеников с почтительно сложенными в молитвенном жесте руками. Фрагментом подобной композиции и является голова буддийского монаха из Музея Востока.
Алтарь храма со скульптурой Будды в окружении учеников. Паган. XI–XIII вв.
#2
Сделавшие это произведение скульпторы Сагайна следовали разработанным паганскими мастерами художественным канонам. Необходимо отметить, что в конце XIII века после падения Пагана из-за монгольских набегов центр верховной власти переместился в Сагайн, который в 1315–1364 годах стал крупным столичным градом Верхней Мьянмы. Сюда перебрались и многие мастера из бывшей столицы.

Паганские традиции явственно ощутимы в музейной скульптуре, что показывают ее стилистические и иконографические особенности. Лик находящегося в медитации монаха с полуприкрытыми глазами и легкой улыбкой на узких губах напоминает образы будд. У него такие же удлиненные мочки ушей. Мягко изогнутые, они касаются плеч — характерная черта большинства буддийских образов Мьянмы. Однако у монаха отсутствует ушниша — выпуклость на темени, один из знаков совершенства и мудрости Будды. Нет также и мелких локонов волос, так как традиционно монахов изображают бритоголовыми. Мраморная голова была покрыта тонким слоем специального грунта, росписью и позолотой, которая лишь частично сохранилась на этой скульптуре.
#8
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском