Голова буддийского монаха
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#6
В коллекции искусства Мьянмы есть замечательное произведение — мраморная голова буддийского монаха, датируемая XIV веком.
#3
Мьянма на географической карте мира
 Она происходит из Верхней Мьянмы и когда-то находилась в одном из буддийских комплексов города Сагайна. Это центр одноименного административного округа, находящийся недалеко от Пагана — великолепной столицы первого крупного государства, Паганского королевства. Период его существования — XI–XIII века — называют «золотым веком» в культуре Мьянмы. Тогда в стране был утвержден буддизм тхеравады — южного направления учения Будды, сложились основные виды культовых сооружений. Только в Пагане их было построено более трех тысяч! 

Храмовые алтари украшали буддийской скульптурой, создаваемой по утвержденным иконографическим образцам. Помимо отдельных изображений Будды получил распространение тип композиции, в которой Пробужденный окружен буддийскими монахами или его главными учениками.
#4
Такую сцену выполняли рельефно на глиняных и каменных плитах, вырезали из песчаника и мрамора в круглой пластике. При этом по обе стороны большой скульптуры Будды располагали меньшие по размеру фигуры учеников с почтительно сложенными в молитвенном жесте руками. Фрагментом подобной композиции и является голова буддийского монаха из Музея Востока.
Алтарь храма со скульптурой Будды в окружении учеников. Паган. XI–XIII вв.
#2
Сделавшие это произведение скульпторы Сагайна следовали разработанным паганскими мастерами художественным канонам. Необходимо отметить, что в конце XIII века после падения Пагана из-за монгольских набегов центр верховной власти переместился в Сагайн, который в 1315–1364 годах стал крупным столичным градом Верхней Мьянмы. Сюда перебрались и многие мастера из бывшей столицы.

Паганские традиции явственно ощутимы в музейной скульптуре, что показывают ее стилистические и иконографические особенности. Лик находящегося в медитации монаха с полуприкрытыми глазами и легкой улыбкой на узких губах напоминает образы будд. У него такие же удлиненные мочки ушей. Мягко изогнутые, они касаются плеч — характерная черта большинства буддийских образов Мьянмы. Однако у монаха отсутствует ушниша — выпуклость на темени, один из знаков совершенства и мудрости Будды. Нет также и мелких локонов волос, так как традиционно монахов изображают бритоголовыми. Мраморная голова была покрыта тонким слоем специального грунта, росписью и позолотой, которая лишь частично сохранилась на этой скульптуре.
#8
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00