Чудо, Рерих Н.К.
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#2
Картина «Чудо» написана Н.К. Рерихом как результат определённых мессианских ожиданий, возникших в американском окружении художника в начале 1920-х годов. В воспоминаниях З.Г. Фосдик содержится рассказ о том, как эскиз картины «Чудо», сделанный Рерихом, случайно увидел Морис Лихтман — один из его ближайших учеников. Эскиз картины оказался созвучным легенде о приходе Миссии через мост, которую Лихтман помнил с детства.

На картине изображена скалистая местность, фактически воспроизводящая Гранд Каньон в Аризоне, где в конце лета 1921 года побывал Рерих. Природа Юго-Запада США дала дополнительный импульс в развитии темы гор в творчестве художника. Однако перед нами не реальный горный пейзаж.
#13
Гранд Каньон в Аризоне
#4
На картине художник вводит в ландшафт Гранд Каньона несуществующий большой каменный мост, который соединяет берега каньона. В этом случае Рерих использовал образ старого каменного моста, увиденного им во время посещения города Брюгге в 1908 году. В театральных эскизах к постановке пьесы М. Меттерлинка «Принцесса Мален», датирующихся 1914 годом, он уже рисовал этот мост. По словам Рериха, мост на картине «Чудо» становится символом соединения «какой же символ ближе всего к мысли единении, о воссоединении?»
Старая Бельгия, 1914. Театральный эскиз, Пьеса М.Меттерлинка «Принцесса Мален»
#11
«Через мост придёт Мессия… Говорит знатный абиссинец: ««И у нас есть старинная легенда. Когда спаситель Мира придёт, Он пройдёт по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету»».
Н.К. Рерих. Майтрейя
#12
За мостом поднимается солнцеподобное сияние, символизирующее приход Миссии. Имеющиеся свидетельства очевидцев восхода солнца на Гранд Каньоне дают основания считать, что художник практически ничего не выдумал в изображении сияния — солнце, появляющееся из-за скалистого горизонта, в первые минуты создаёт мистический ореол из лучей. Перед мостом семь склонившихся ниц фигур в белых одеяниях.

Картина «Чудо» иллюстрирует новый этап в творчестве Рериха, в котором символика начинает играть главенствующую роль в восприятии картин художника.
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском