Блюдо, Ходжа Усто Багиев
Государственный музей Востока
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#1
Ходжа Усто Багиев
Блюдо
#2
Настоящее блюдо, одно из лучших в музейном собрании глазурованной керамики XIX–XX вв., происходит из Риштана, расположенного на юге Ферганской долины, между Ферганой и Кокандом. В конце XIX века Риштан являлся одним из крупнейших в Средней Азии гончарных центров, возникновение которого предание относит к началу XII века. Развитию гончарного производства в Риштане способствовало наличие высококачественного сырья. Все пригодные для изготовления керамической посуды глины и красители, кроме ляпис-лазури и кобальта, риштанские мастера добывали на месте или в ближайших районах. Местная глина считалась самой лучшей.
#3
Большие керамические блюда — одна из самых популярных разновидностей гончарной посуды, которая использовалась для подачи главного национального угощения — плова. Считалось, что готовить плов можно в металлическом казане, но есть необходимо из глиняной посуды, причём лучше руками, так плов вкуснее.
 
В старину в некоторых обрядах могла использоваться только ритуально чистая утварь из обожжённой глины — материала чистого и богоугодного. Ведь согласно Корану и человека Аллах сотворил из глины, подобной гончарной. В течение священного для мусульман месяца рамадана правоверные предпочитали есть и пить из гончарных блюд и чаш, которые специально покупали перед началом поста.
#5
В старину в некоторых обрядах могла использоваться только ритуально чистая утварь из обожжённой глины — материала чистого и богоугодного. Ведь согласно Корану и человека Аллах сотворил из глины, подобной гончарной. В течение священного для мусульман месяца рамадана правоверные предпочитали есть и пить из гончарных блюд и чаш, которые специально покупали перед началом поста.
#6
Художественная керамика Риштана выделяется определёнными стилистическими особенностями, что позволяет говорить о существовании местной школы. Старые мастера в совершенстве владели росписью кистью калами. Прекрасный образец такой свободной почти «каллиграфической» росписи даёт и музейное блюдо. Орнаментация риштанских изделий отличалась чёткостью и ясностью рисунка. Синий цвет широко вошёл в обиход среднеазиатских гончаров в начале XV в., когда благодаря завоеваниям Тимура с Ближнего Востока пришла мода на расписанную кобальтом посуду и новые узоры, рождённые в Китае, но адаптированные мусульманскими мастерами.
#7
Этнограф Е.М. Пещерева, собравшая обширным материал по гончарному делу Средней Азии, писала, что лучшие мастера могли «извлекать узоры из сердца», т. е. придумывать свои новые, хотя нередко заимствовали понравившиеся рисунки с чужой посуды. Источником вдохновения порой служила вышивка, орнаменты набоечных тканей, расписные потолки — все, что окружало и радовало глаз. Односельчане различали «почерк» искусных мастеров, пользовавшихся известность. Однако большинство музейных предметов так и остались безымянными. В этом смысле музейному блюду повезло. А.С. Умнов, добывший его для своей коллекции, сумел записать имя мастера «Ходжа Усто Багиев», но не будучи до конца уверенным в его правильности, поставил рядом знак вопроса. Слово «ходжа» означает, что мастер был уважаемым человеком и совершил паломничество в Мекку — мусульманской святыне, что должен сделать каждый правоверный.
 
В наши дни риштанские мастера продолжают традиции знаменитой ферганской сине-бирюзовой керамики, но достичь совершенства старых наккошей, виртуозно владевших искусством росписи калами, им до сих пор не удаётся.
App StoreGoogle Play