Адыгский женский традиционный костюм
Национальный музей Республики Адыгея
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Об экспонате

#11
Традиционный праздничный наряд черкешенок выглядел благородно и торжественно.
#12

Сай

#3
Его основой был сай — распашное платье из бархата или плотного шелка, которое ниспадало до самого пола. Сай богато украшали золотым и серебряным шитьем и галунами — золототкаными лентами или тесьмой из драгоценных металлов. Узоры располагались по бортам, подолу и низу рукавов, а все швы прикрывались галунами. Обычно такие платья были черного и темно-красного цвета, реже встречались синие, темно-зеленые и фиолетовые.
#14
Представленный сай украшен методом адыгской вышивки (адыгэ идагъ). Рисунки на нем выложены золотыми нитями, что свидетельствует о высокой культуре рукоделия адыгов. Также мастера прошлых веков украшали одежду аппликациями из листового серебра и кожи.
#15

Кафтан

#4
Сай девушки надевали на длинную тонкую шелковую рубаху и поверх короткого кафтана. Верх кафтанчика украшали серебряными застежками (кIыIу), а низ, который виднелся между расходящимися полами платья, — вышивкой или галунами.

Ближе к концу XIX столетия кафтан заменил имитировавший его плотный нагрудник. На него нашивали около 16 пар застежек с литыми серебряными петлями, которые спускались от стоячего ворота к поясу. Застегнуть их можно было, только сильно натянув нагрудник, отчего он плотно прилегал к телу.
#16

Рукава

#7
Изначально рукав традиционного платья разрезали либо до плеча, либо до локтя, и он свободно свисал вдоль руки, закрывая кисть. Позднее же появился другой вид рукава: он начинался чуть ниже плеча и постепенно переходил в закругленную лопасть, которая могла доходить до подола платья. К концу ХIХ века такие украшенные лопасти стали отдельным элементом костюма — нарукавными подвесками (Iашъхьа бэлагъ).
#8
Однако какой бы вариант рукава рукодельница ни выбрала для платья, руки девушки никогда не оставались открытыми выше локтя — их закрывал кафтанчик или нижняя рубаха.
#17

Пояс

#9
Сай было принято подпоясывать. Пояс-пряжка представленного наряда был создан из высокопробного серебра. Такие обычно предназначались для девушек и молодых женщин и назывались «пояс косой» (бгырыпх бгъундж).

Важным элементом праздничного женского костюма была традиционная шапочка. Она могла быть высокой или низкой, но любой ее вид украшали вышивкой и серебряным навершием или обтягивали широким галуном. Обязательным дополнением к шапочке служил шарф или платок.
#18

Обувь

#10
Завершали наряд изящные туфельки красного или черного цвета.
Адыгский женский традиционный костюм
App StoreGoogle Play
00:00
-00:00