Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От иконописи до модерна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Святая Русь

Время создания
1905
Размер
233x375 см
Техника
Холст, масло
3
Открыть в приложении
#1
М.В. Нестеров
Святая Русь
#2
Михаил Васильевич Нестеров — русский живописец, участник Товарищества передвижных выставок и художественного объединения «Мир искусства», академик живописи (с 1898), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Признанный мастер исторической и религиозной живописи.
#3
Нестеров был художником большого творческого размаха, о чем свидетельствует его тяготение к монументальным росписям и картинам эпического содержания. Таковым было его большое произведение «Святая Русь» (1905, Государственный Русский музей), задуманное, как отмечал сам Михаил Нестеров, в жанре религиозной мистерии. Над картиной художник работал, находясь под впечатлением от поездки в Соловецкий монастырь на Белом море в 1901 году. Прототипами многих персонажей картины стали, увиденные живописцем реальные жители и посетители обители. Сохранилось множество картин, этюдов и эскизов с образами монахов, священников, паломников, странников, крестьян-поморов.
#4
На картине изображено молитвенное предстояние народа перед Христом. Фоном живописной композиции служит зимний пейзаж, обычный для Русского Севера. Левую треть полотна занимают фигуры Иисуса Христа и святых, изображенных на фоне деревянного храма, характерного для северного русского зодчества. Святые легко узнаваемы, они прописаны с чертами и атрибутами, используемыми русскими иконописцами. Это преподобный Сергий Радонежский, святитель Николай Мирликийский и Георгий Победоносец, самые почитаемые в России святые, традиционные заступники Русской земли. Образ Христа у Нестерова очень своеобразен — это не смиренный евангельский странник Иисус, а Христос во Славе, обличенный Божественной Властью и царственным достоинством. Он стоит гордо и прямо, взгляд его строг, даже суров.
#5
Пред Христом помещены фигуры крестьян, странников, нищих, монахов, детей, мужчин и женщин (всего 16 образов). Кто-то стоит, преклонив голову (как в храме, когда читают Евангелие), кто-то упал на колени, и бьет земные поклоны, кто-то сложил руки в молитвенном жесте. Привлекают внимание зрителя отдельные фигуры, старика-монаха (увиденного художником в его поездке на Соловки), старицы — схимонахини, молодой крестьянки, завороженно смотрящей на явление Христа, худого юноши с длинными волосами (навевающего воспоминания об образе Алеши Карамазова в произведении Ф.М. Достоевского). Михаил Нестеров мастерски передал молитвенное сосредоточение, удивление и восторг на лицах различных персонажей картины.
#6
Произведение имеет и определенный социальный подтекст. Почти все герои полотна — это люди из простого народа, именно они достойны предстать перед Христом. Только одно лицо, интеллигента, выглядывающего из-за других фигур, мы можем рассмотреть в композиции. Этот социальный подтекст, приобретет особую актуальность через три года после написания картины, когда грянет первая русская революция, в организации которой самое действенное участие примет русская интеллигенция.
#7
Само создание такого полотна как «Святая Русь» отражает характерное для русской культуры в последней трети XIX — начале XX века обращение к религиозной христианской тематике. Его мы можем так же наблюдать в творчестве таких художников как Николай Ге, Иван Крамской, Василий Суриков, Павел Корин и других.
читать дальшескрыть

Святая Русь

Время создания
1905
Размер
233x375 см
Техника
Холст, масло
3

Нестеров М.В. Коллекция работ

За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
Портрет Е.П. Разумовой
Портрет Е.П. Разумовой
Радищевский музей
Голова молящегося юноши
Голова молящегося юноши
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Капри. Весна
Капри. Весна
Музей-квартира Голованова Н.С.
Христова невеста
Христова невеста
Приморская картинная галерея
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
На пути в Эммаус
На пути в Эммаус
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Старец. Раб Божий Авраамий
Старец. Раб Божий Авраамий
Самарский областной художественный музей
Путник
Путник
Тверская областная картинная галерея
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Ангел печали
Ангел печали
Музей-квартира Голованова Н.С.
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Юность Сергия
Юность Сергия
Самарский областной художественный музей
За Волгой
За Волгой
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Александр Невский
Александр Невский
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском