Врубель М.А.
Персона

Врубель М.А.

Годы жизни: 1856—1910
#3

Детство и юность Михаила Врубеля

#4
Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года. Его отец, Александр Врубель, участвовал в Кавказской и Крымской войнах, позже служил военным юристом. Мать происходила из дворянского рода Басаргиных. Она умерла, когда будущему художнику было три года. Четыре года спустя отец женился на пианистке ​​Елизавете Вессель. Мачеха заботилась о пасынке и старалась укрепить его слабое здоровье. Позже Врубель вспоминал особое диетическое питание, которым кормила его Вессель.

Родители будущего художника часто переезжали. Из-за служебных назначений отца Михаил Врубель успел пожить в разных уголках Российской империи: свои первые уроки живописи брал в Саратове, учился в петербургской и одесской гимназиях — везде получал отличные оценки, особенно легко ему давались языки и литература. В свободное время он рисовал, играл на музыкальных инструментах и ходил в театры.

В 1874 году Врубель по желанию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно с учебой он иллюстрировал литературные произведения, увлекался философией Иммануила Канта, давал частные уроки и подрабатывал домашним наставником — гувернером. В 24 года будущий живописец окончил университет, прошел службу в армии и записался вольнослушателем в Академию художеств.
#5

Врубель в Академии художеств

#6
В Императорской Академии художеств Михаила Врубеля обучал художник и педагог Павел Чистяков. Академик живописи Николай Самокиш отмечал: 
#7
У него была славная метода преподавания, которая дала блестящие результаты.
#8
Чистяков учил сочетать классический академизм с осознанным рисованием и разбивать объекты на составные части для создания объема. У него также занимались Виктор Васнецов, Валентин Серов и Константин Коровин. Кроме того, Врубель посещал акварельную мастерскую Ильи Репина. Итогом занятий стали акварель «Натурщица в обстановке Ренессанса», набросок «Пирующие римляне» и рисунок «Обручение Марии с Иосифом», за который ему вручили серебряную медаль Академии.

В первой половине 1880-х годов Михаил Врубель уехал в Киев. Там по приглашению историка искусств Адриана Прахова он реставрировал фрески старинной Кирилловской церкви. Это помешало ему окончить учебу в Академии. Чтобы подготовиться к созданию церковного иконостаса, художник поехал в Италию. Он изучал византийскую и позднеримскую живопись, средневековые витражи и храмовые мозаики, сделал много эскизов и акварельных зарисовок. Автор биографии Врубеля Нина Дмитриева отметила, что «Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар» художника. Вернувшись, он создал несколько композиций и иконостас Кирилловской церкви, дописал одного из ангелов в Софийском соборе и орнаменты для Владимирского собора.

В Киеве Врубель прожил до 1889 года. Он писал на заказ и давал уроки рисования, а в свободное время вел богемный образ жизни. В этом городе художник познакомился и подружился с Константином Коровиным и сделал первые наброски своего знаменитого Демона.
#9

Москва: иллюстратор, декоратор и скульптор

#10
1889–1904 годы Михаил Врубель провел в Москве. Там он жил сначала в мастерской Коровина, потом в доме известного мецената Саввы Мамонтова и в итоге переехал на съемную квартиру.
#11
В моей жизни великое счастье — встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал.
Из книги Константина Коровина «Воспоминания»
#12
Вместе с Ильей Репиным, Иваном Айвазовским и Аполлинарием Васнецовым Врубель создавал иллюстрации к сборнику произведений Михаила Лермонтова. В это время художник вернулся к теме потусторонних существ, которую начал полотном «Демон сидящий» и через несколько лет завершил «Демоном поверженным». Также Врубель иллюстрировал Александра Пушкина, британского драматурга Уильяма Шекспира, немецкого поэта Иоганна Гете и французского писателя Анатоля Франса.

В начале 1890-х годов Михаил Врубель состоял в творческом объединении, которое сложилось в подмосковном поместье Мамонтова в Абрамцево, — так называемом Абрамцевском художественном кружке. Врубель писал картины, создавал архитектурные проекты, скульптуры и изделия из керамики. Он выполнял частные заказы коллекционеров и меценатов — Саввы Морозова, Константина Дункера, Константина Арцыбушева. Художник Александр Бенуа отмечал: «Врубель принадлежит к самому отрадному, что создала русская живопись, вернее русское искусство, ибо Врубель был одинаково хорош в живописи, и в скульптуре, и в той сфере, которая у нас так неудачно и глупо называется «художественною промышленностью».

В те же годы Врубель оформлял оперы композиторов Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского и Рихарда Вагнера по мотивам русских былин, произведений отечественных писателей и немецких легенд.

В 1904 году художник переехал в Санкт-Петербург. Год спустя ему присвоили звание академика.
#13

Личная жизнь Михаила Врубеля

#14
С певицей Надеждой Забелой Михаил Врубель познакомился в Петербурге в 1896 году. Он приехал в столицу, чтобы вместо Коровина оформить декорации к опере немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». На одной из репетиций Врубель подбежал к певице и похвалил ее голос. После премьеры Надежда Забела разрешила художнику себя проводить. В том же году они поженились. О своей супруге Врубель говорил: «Все певицы поют как птицы, а Надя — как человек!»

Надежда Забела-Врубель стала не только женой, но и музой мастера. Большинство женских образов на полотнах Врубеля написано с нее. В 1901 году она родила сына Савву и оставила сцену. Ребенок умер в раннем возрасте из-за болезни.

В начале 1900-х годов психическое здоровье Михаила Врубеля пошатнулось. Он несколько раз лечился в медицинских учреждениях, но болезнь прогрессировала. Писать художник почти не прекращал, пока в 1906 году не ослеп. Четыре года спустя Михаил Врубель скончался. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
%title%
Содержание скрытоПоказать
%likes%
%title%
%organization%