Маковский К.Е.
Персона

Маковский К.Е.

Годы жизни: 1839—1915
#3
Константин Маковский был одним из самых популярных и дорогих художников Российской империи конца XIX — начала XX века. Он прославился благодаря портретам и историческим полотнам. Картины у художника заказывали члены императорской семьи и российские аристократы, а его работы были такими дорогими, что некоторые из них не мог купить даже Павел Третьяков.

#4

Детство и учеба

#5
Москве. Егор Маковский, отец художника, коллекционировал живописные полотна и сам писал картины. Он организовал в Москве творческий кружок, где обучали рисованию. Позднее его преобразовали в Московскую академию живописи, ваяния и зодчества.

Мать Любовь Молленгауэр была профессиональным музыкантом и преподавателем Московской консерватории. Все дети Маковских связали свою жизнь с искусством: Константин, Владимир, Николай и Александра стали художниками, а их сестра Мария — актрисой.

В 1851 году Маковский стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а через семь лет продолжил учебу в петербургской Академии художеств.

В это время Маковский создавал в основном работы на исторические сюжеты. Художник быстро попал в перечень лучших учеников Академии. Всего туда включили 14 человек, в том числе Ивана Крамского, Фирса Журавлева и Александра Литовченко. Каждый год избранные студенты могли участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль Академии художеств. Ее обладатель получал денежный приз и мог уехать на шесть лет в Италию — для учебы и работы. Однако в 1863 году руководство Академии изменило правила конкурса: студенты больше не могли самостоятельно выбирать тему для своих картин, а еще — для конкурса объединили жанровый и исторический классы. Учащиеся пытались протестовать, но правила так и не поменяли. Тогда 14 студентов покинули Академию. Журналисты назвали их поступок «бунтом четырнадцати». Раньше никто так открыто не выступал против Академии художеств.
#6

«Наследник Карла Брюллова»

#7
Константин Маковский и другие бывшие студенты Академии основали первое в России художественное объединение — Артель художников. Возглавил его Иван Крамской. Живописцы вместе арендовали квартиру в Петербурге, они помогали друг другу в работе и даже делили доходы.

В 1860-х Маковский писал в основном сцены из городской жизни, портреты горожан: «Швея», «Маленькие шарманщики у забора зимой», «Вдовушка». Для его картин были характерны темные оттенки и привлекательные герои. За особую живописную манеру критики называли художника наследником Карла Брюллова.

В это же время Константин Маковский стал создавать портреты российской знати — например, генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, графини Строгановой. Уже в 1860-е художник стал очень известен в Петербурге, его портреты считались дорогими по тем временам. Маковский снял студию в центре столицы — у Дворцовой площади. А затем покинул Артель художников.

В 1870 году живописец присоединился к передвижникам и даже помог составить устав Товарищества. Константин Маковский был членом организации больше 50 лет и постоянно представлял свои картины на ее выставках.

В 1870-х Константин Маковский много ездил по России, писал портреты людей из разных губерний. Под Тамбовом он создал свою знаменитую работу — «Дети, бегущие от грозы». А еще Маковский побывал за границей — в Африке, Египте и Сербии. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник наблюдал за боевыми действиями на Балканах. Здесь он делал наброски: зарисовывал местных жителей, бытовые сценки. А в Египте Маковский задумал картины «Болгарские мученицы», «Ковровая лавка в Каире», «Мавр» и другие.

В 1879 году император Александр II приобрел для Эрмитажа картину «Русалки». Вскоре он заказал у живописца собственный портрет. После этого Маковский еще несколько раз изображал императора на своих работах. В прессе его стали называть придворным живописцем. Портреты у него заказывали не только Романовы, но и российские аристократы — Юсуповы, Репнины, Строгановы, известные музыканты, артисты.

Константин Маковский интересовался мировой историей и культурой Востока, он коллекционировал антиквариат. Некоторые старинные предметы из своего собрания художник изобразил на портрете сына Сергея под названием «Портрет сына в мастерской» («Маленький антиквар»).

В 1880-х Маковский создавал много исторических полотен, среди них — «Смерть Ивана Грозного», «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» и «Пир у боярина Морозова». Часто художник писал бояр: «Боярышня у окна», «Боярышня с подносом».
#8

Последние годы жизни художника

#9
Работы Константина Маковского хорошо продавались и за рубежом. Иностранные критики называли его «певцом эпохи». В 1880-е Маковский побывал в США — даже посетил Белый дом и познакомился с Теодором Рузвельтом. Американский ювелир Чарльз Уильям Шуман купил у художника полотно «Боярский свадебный пир» за 15 тысяч долларов. Шуман издавал открытки с изображением этой картины и выставил работу Маковского прямо в витрине своей ювелирной лавки в Нью-Йорке.

На Всемирной выставке в Париже Маковского наградили золотой медалью. Критики отметили его исторические полотна «Демон и Тамара», «Смерть Ивана Грозного».

В 1890-х художник поселился в Париже, купил та мастерскую. А вскоре Маковского даже наградили орденом Почетного легиона — высшей наградой Франции. В Россию живописец вернулся в 1900-х.

В это время исторические полотна стали терять свою популярность. Критики ругали Маковского за однотипные сюжеты, похожих друг на друга героев. Владимир Стасов писал:
#10
Он давно пишет все больше французские будуарные панно и будуарные картины или французские маленькие конфетные головки.
#11
Однако живописец все еще был популярен среди петербургской знати. По заказу Николая II он написал портрет великой княжны Марии Николаевны.

Вместе с Борисом Зворыкиным, Иваном Билибиным и другими художниками Маковский основал Общество возрождения художественной Руси. Члены организации популяризировали историю, помогали талантливым детям.

В сентябре 1915 года автомобиль Маковского столкнулся с трамваем. Художник сильно пострадал, перенес операцию. 30 сентября 1915 года он умер. Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила художника не сохранилась: ее разрушили во время революционных беспорядков в 1917 году.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
%title%
Содержание скрытоПоказать
%likes%
%title%
%organization%