Шрифт
Цвет
Графика
Куинджи А.И.
Персона

Куинджи Архип Иванович

Годы жизни: 1841—1910
#2
Архип Куинджи сменил за жизнь несколько занятий. Он начинал как ретушер в фотомастерских, потом пришел к живописи, примкнул к передвижникам и позже нашел свой метод, не похожий ни на отечественных, ни на зарубежных мастеров. Художник прославился пейзажами, современники гадали, как он писал воздух и свет. В конце жизни автор «Лунной ночи на Днепре» перестал показывать свои работы и стал жить уединенно.
#3

Долгий путь в Академию художеств

#4
Архип Куинджи родился в местечке Карасу около Мариуполя. Точную дату рождения ученые не выяснили, в разных источниках приводится период с 1841 по 1843 год. Его отец был небогатым сапожником и происходил из греков.

Родители Куинджи умерли, когда тот был маленьким. Его взяли на воспитание родственники отца, дядя и тетя. Благодаря им Архип Куинджи выучил греческую грамоту с преподавателем-греком. После домашних уроков будущий художник попал в городское училище. Он был нерадивым учеником, но, по воспоминаниям товарищей, уже рисовал.

Родственники Куинджи, как и его родители, были небогаты. Из-за этого будущий художник работал с ранних лет: ухаживал за гусями, помогал на стройке церкви, нанимался в хлебную лавку. Его начальник, торговец хлебом, заметил интерес работника к живописи и рассказал ему о художнике Иване Айвазовском. Тот жил в Крыму. Архип Куинджи решил поступить к нему в ученики — и пешком добрался в Феодосию. Живописец был в отъезде, и Куинджи стал помогать в усадьбе: толок краски, обновлял забор. Когда Айвазовский вернулся, оказалось, что у него нет времени вести занятия. Мастер посоветовал искать наставников в Одессе или Петербурге.

После двух месяцев в Феодосии Куинджи вернулся в Мариуполь. Там он устроился к местному фотографу, начал осваивать профессию ретушера. Вскоре будущий художник сменил место жительства — отправился в Одессу, потом в Таганрог. Везде он нанимался в фотостудии и даже хотел открыть собственную.

В 1865 году Архип Куинджи добрался до Санкт-Петербурга: он решил попасть в Академию художеств. Первые попытки были неудачными. В 1868-м за картину «Татарская сакля в Крыму» Куинджи получил звание свободного художника. А в 1870-м его приняли в Академию как вольного слушателя.
#5

Дружба и разрыв с передвижниками

#6
Во время учебы Архип Куинджи сблизился с будущими передвижниками, Ильей Репиным и Иваном Крамским. Взгляды новых друзей повлияли на его творчество. Куинджи стал писать картины с мрачным колоритом и посвящал их общественным проблемам своего времени. В это время он создал «Забытую деревню», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Осеннюю распутицу». За последнее произведение Академия художеств присудила Куинджи статус классного художника. Он участвовал в выставках передвижников, картины обсуждали в прессе. Из-за признания Куинджи решил оставить Академию художеств.

В среде передвижников Куинджи пробыл недолго. Его интересовал пейзаж: каждое лето художник ездил на Валаам и писал там северную природу. В 1873 году он создал полотна «На острове Валааме» и «Ладожское озеро», которые впечатлили и публику, и коллег-художников. В них Куинджи начал использовать романтические элементы — например, контрастную светотень. Произведение «На острове Валааме» принесло успех: его показали на академической выставке, потом отвезли в Вену. Картину приобрел Павел Третьяков.

В том же году еще одну картину, «Снег», представили в Обществе поощрения художников. Вскоре Куинджи получил за нее бронзовую медаль на Международной выставке в Лондоне.

С 1875 года Архип Куинджи стал участником Товарищества передвижных художественных выставок, однако от идей социальной живописи он отстранялся. В его творчестве начался так называемый романтический период: художник сосредоточился на красоте мира, а не на его проблемных сторонах.
В 1878 году работы Куинджи высоко оценили на Всемирной выставке в Париже. Французский критик Эмиль Дюранти написал, что он «бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами».

Художник все больше расходился во взглядах с передвижниками. Его картины были ближе по духу к импрессионистским: среди прочего, Куинджи искал разные способы писать воздух и свет. В 1879 году живописец официально вышел из состава Товарищества.
#7

Успех «Лунной ночи» и прекращение выставок

#8
После разрыва с передвижниками Куинджи организовал выставку своей новой картины. В 1880 году он показал в мастерской «Лунную ночь на Днепре». В помещении закрыли все окна, а полотно осветили электрическим лучом. Благодаря мастерству художника лунный свет выглядел как настоящий. Произведение взбудоражило публику: люди стояли в очереди, чтобы посмотреть на «Лунную ночь», искали источник освещения за холстом. Многие хотели приобрести полотно. Архип Куинджи продал его великому князю Константину Константиновичу.

В 1881–1882 годах художник выставил еще две картины — «Березовая роща» и «Днепр утром». После экспозиции в июле 1882 года Архип Куинджи перестал демонстрировать работы публике. Молчание продлилось 20 лет. За это время Куинджи написал 500 эскизов и картин и 300 графических работ.
В 1890-е художник начал преподавать. Он возглавил класс пейзажа в Высшем художественном училище Академии художеств. Летом Куинджи возил учеников в свое крымское имение и писал вместе с ними пейзажи с натуры.

В 1901 году Куинджи снова стал экспонировать работы. Сначала он продемонстрировал узкому кругу учеников и знакомых «Вечер на Украине», «Христа в Гефсиманском саду» и новую версию «Березовой рощи». В ноябре 1901-го состоялась его последняя прижизненная выставка.

В последние годы Куинджи занимался благотворительностью. В 1904 году он передал в Академию художеств 100 тысяч рублей на премии студентам. В 1908 году художник учредил общество своего имени и завещал ему все заработанные деньги и крымское имение. 

Архип Куинджи умер 24 июля 1910 года. Его похоронили на петербургском Смоленском православном кладбище. В 1952 году прах перенесли в Александро-Невскую лавру.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%