Шрифт
Цвет
Графика
Брюллов К.П.
Персона

Брюллов К.П.

Годы жизни: 1799—1852
#18
Карл Брюллов известен прежде всего своей драматической картиной «Последний день Помпеи». Но, помимо исторических сюжетов, он писал также портреты и сюжеты из Италии, где прожил больше десяти лет.
#19

Студент Академии художеств

#20
Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в 1799 году. Его отец был скульптором и художником, он учил сына рисованию. В десять лет Брюллов без экзаменов поступил в Императорскую Академию художеств. В учебе он заметно опережал сверстников, преподаватели разрешали ему самостоятельно писать картины, когда другие ученики еще делали копии. Первая работа Брюллова называлась «Гений искусства» и опиралась на сюжет из греческой мифологии. Автор изобразил юношу с лирой, у ног которого лежала голова троянского жреца Лаокоона.

В 1821 году Брюллов окончил Академию. Его выпускной работой стала картина на библейский сюжет «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Над холстом художник работал долго и тщательно, много раз переписывал отдельные участки. Совет Академии высоко оценил полотно и присудил за него Большую золотую медаль. «Явление» представили на выставке в Академии художеств. Зрители тепло приняли картину, в газетах писали о богатой композиции и живых красках.
#21

Итальянские красавицы

#22
В 1822 году на средства Общества поощрения художников Брюллов уехал в Европу, чтобы изучать искусство и совершенствоваться в мастерстве. По пути он останавливался в разных городах и знакомился с европейским искусством.

В 1823 году живописец прибыл в Рим. Вскоре он принялся за заказные портреты, работал акварельными и масляными красками. Художник писал и жанровые картины — сценки из повседневной жизни. Брюллов запечатлевал людей за повседневными занятиями: его герои веселились, молились, укладывали спать детей, танцевали, работали в саду. Одна из подобных картин называется «Итальянское утро», на ней изображена юная девушка у фонтана за умыванием. Художник отправил холст в Россию, а Общество поощрения художников подарило картину супруге императора Николая I — Александре Федоровне.

Государь наградил живописца за полотно ценным подарком — бриллиантовым перстнем — и повелел создать парную картину. Так появился «Итальянский полдень». У произведения есть и другое название — «Итальянка, снимающая виноград». Художник изобразил женщину характерной южной красоты с крупной кистью ягод.

В Риме Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Самойловой. В ее окружение входили люди искусства, она покровительствовала художникам. Самойлова познакомила художника с состоятельными итальянцами и местной знатью, что обеспечило ему доход от работы над парадными портретами. Часто писал он и саму графиню. По ее же заказу художник создал полотно «Всадница», на котором изобразил воспитанниц Самойловой — Джованнину и Амацилию.
#23

Историческая живопись: «Последний день Помпеи»

#24
В 1827 году художник побывал на раскопках древнеримского города Помпеи неподалеку от Неаполя. В 79 году произошло извержение вулкана Везувий и город оказался погребен под толстым слоем пепла. В нем на многие столетия сохранились дома и улицы, обстановка внутри жилищ, останки людей и животных.
Брюллов задумал масштабное многофигурное полотно, посвященное этой трагедии. Во время поездки он делал натурные наброски и подготовительные рисунки. На протяжении шести лет художник писал картину «Последний день Помпеи», изучал исторические источники и записки очевидцев, которые сохранились в памятниках письменности.
#25
«Последний день Помпеи»
#26
Полотно впервые показали в римской мастерской живописца. Картина стала сенсацией, посмотреть ее приезжали даже из других стран. В газетах Брюллова сравнивали с мастерами Возрождения — Рафаэлем и Тицианом. Холст отправили на выставку в Париж, а затем в Петербург. Николай I после осмотра картины пригласил художника вернуться в Россию для личной встречи. «Последний день Помпеи» выставляли в Эрмитаже и в Академии художеств, ее могли увидеть как знатные люди, так и купцы или мастеровые.
#27
«Смерть Инессы де Кастро»
В 1834 году Карл Брюллов начал работу над еще одной картиной на историческую тему — «Смерть Инессы де Кастро». Героиней полотна стала фаворитка, а затем супруга португальского принца Педру, жившая в XIV веке. Инессу де Кастро убили придворные с согласия короля, чтобы ее дети не претендовали на престол. Масштабное полотно размером почти два на три метра Брюллов написал за рекордно короткий срок — меньше чем за три недели.
#29

Профессор Академии и портретист

#30
Брюллов провел в Италии 12 лет. За это время он создал более ста парадных и камерных портретов итальянской и русской знати, а также деятелей искусств. В 1835 году художник покинул страну и отправился в Грецию, а затем в Малую Азию. В поездке Брюллов писал акварелью портреты и пейзажи. Однако в пути он подхватил сильную простуду и вскоре вынужден был отказаться от дальнейшего путешествия.

В 1835 году Брюллов приехал в Москву. В городе его приняли как именитого художника, в его честь в знатных домах устраивали приемы. Спустя год Брюллов стал профессором Академии художеств в Петербурге и возглавил класс исторической живописи. В столице живописец работал над портретами современников, запечатлел писателей Василия Жуковского, Антония Погорельского, Алексея Толстого, своего брата Александра Брюллова и графиню Юлию Самойлову с воспитанницей.

В 1843 году Карл Брюллов принялся за масштабный заказ — расписывал купол Исаакиевского собора. Собор недавно возвели, штукатурка просохла не до конца, отчего краски отслаивались и некоторые части приходилось переписывать. В холодном помещении было влажно, живописец сильно заболел и был вынужден оставить работу. Росписи купола закончил художник Петр Басин.
В 1849 году Брюллов уехал на лечение в Европу. Он посетил Бельгию и Англию, встречался с художниками и деятелями культуры. Из Лиссабона живописец отправился на остров Мадейра в Атлантическом океане. Там он писал портреты русской знати, приезжавшей поправить здоровье на курорте.

Последние годы жизни Брюллов провел в Италии. Художник умер в 1852 году в местечке Манциана неподалеку от Рима.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%