Персона

Левицкий Д.Г.

#1
Д.Г. Левицкий
«Автопортрет» (1783)
#2
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) — русский художник украинского происхождения, мастер-портретист.
#3
Для его творчества характерна жизненная убедительность, живая эмоциональность, глубокий психологически анализ моделей. Левицкий получил признание современников еще при жизни. Его услуги были востребованы среди именитых современников. В частности, Д. Г. Левицкий написал портрет Екатерины II, вдохновивший поэта Г. Р. Державина на революционные для своего жанра оды «Видение мурзы» и «Фелица».
#4
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству.
Г. Р. Державин. «Видение мурзы» (1783-1784(?)).
#5
«Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» (1783)
#6
Вершина творчества Д. Г. Левицкого — серия портретов «Смолянок», воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773–1776 годах. За всю свою творческую карьеру художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры.
#7

Происхождение

#8
Родился в семье украинского священника и выдающегося художника-гравера Г. К. Левицкого, ранее носившего фамилию известного рода запорожских казаков — Нос.
#9

Ранние годы

#10
Отец и преподал сыну первые уроки изобразительного искусства. К ним юный Д. Г. Левицкий относился серьезно, даже участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве. Кроме того, о художественном образовании Левицкого позаботился живописец А. П. Андропов, первый светский портретист Украины. С ним он знакомится во время росписи Андреевского собора. Благодаря Андропову молодой художник начинает свое восхождение на поприще профессионального портретиста: в 1758 году юный Левицкий переезжает в Санкт-Петербург вслед за мастером, чтобы продолжить него свое обучение.
#11

Жизненный путь

#12
Оказавшись в Санкт-Петербурге в статусе официального ученика живописца А. П. Андропова в 1758 году, Д. Г. Левицкий вскоре поступает в Академию художеств. Известность получает уже в 1770 году, получив звание академика за портрет А. Ф. Кокоринова.
#13
«Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова» (1769)
#14
Следующей ступенью стала работа над парадным портретом П. А. Демидова (1773) и серия ростовых портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Эти работы стали кульминацией развития русского портрета в XVII веке. Это же можно было бы сказать о портрете просветителя Дени Дидро. Камерный, созданный в период расцвета творчества Левицкого он поражал современников своей исключительной правдивостью и правдоподобием.
#15
«Портрет П. А. Демидова» (1773), «Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой» (1772), «Портрет Е. И. Нелидовой» (1773), «Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской» (1773), «Портрет А. П. Левшиной» (1775), «Портрет Е. И. Молчановой» (1776), «Портрет Г. И. Алымовой» (1776), «Портрет Н. С. Борщовой» (1776)
#16
В 1780-х годах Д. Г. Левицкий пишет портреты А. В. Храповицкого (1781), И. М. Долгорукова (1882), Е. А. Бакуниной (1782), М. А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н. А. Львова (1789), придворную даму Урсулу I Мнишек (1782), графа Ф. Г. Орлова (1785), фаворита Екатерины II А. Д. Ланского (1782), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782), графиню, президента Академии наук Е. Р. Дашкову (1784). Особое место в творчестве этого периода занимает портрет Екатерины II (1783). Примечательно, что этот и другие портреты «законодательницы» (всего их было создано более двадцати) не писались с натуры: Левицкий переписывал образ императрицы с картин других художников.
#17
«Портрет А. В. Храповицкого» (1781), «Портрет князя И. М. Долгорукова» (1782), «Портрет Е. А. Бакуниной» (1782), «Портрет М. А. Дьяковой» (1778), «Портрет графини Урсулы Мнишек» (1782), «Портрет Е. Р. Дашковой» (1784), «Портрет А. Д. Ланского» (1782)
#18
Во время преподавания в Академии художеств (1770-1780-е годы) художник разрабатывает специальную трехступенчатую систему обучения. Она предполагает постепенный переход от копирования старых мастеров к самостоятельному композиционному мышлению и завершается непосредственным наблюдением и изображением натуры. Ученики Левицкого — Л. С. Миропольский, С. С. Щукин, П. С. Дрождин. Е. Д. Камеженков, — оставили яркий след в истории русской живописи. Однако в 1787 году великий портретист подает в отставку, ссылая на слабое здоровье.
#19
К 1790-м годам тучи над Левицким сгущаются: неизбежна потеря популярности среди заказчиков, так как зашатались стулья под покровителями князь Безбородко и графом Бецким. Тем не менее в последующее десятилетие не смотря на надвигающуюся слепоту Д. Г. Левицкий создает большое количество официальных портретов. Это и прославленные полководцы, и кавалеры ордена Св. Владимира — В.А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, П. В. Завадовский, Н. В. Репнин, С. К. Грейг, И.Л. Голенищев-Кутузов, В. П. Коновницын; и видные дипломаты и советники Екатерины II — П.В. Бакунин-Меньшой, С. Р. Воронцов, А. А. Безбородко И. И. Шувалов, Г. А. Потемкин. Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Федоровны (1812). Затем последовала почти полная слепота, бедность и забвение.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
%likes%
%title%
%organization%
Топ-100