Белгородский художественный музей \

Предмет – Образ – Смысл

архив
Fri Nov 19 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Wed Feb 23 2022 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Каталог экспонатовВикторинаОтзывы (5)
88
#1
Предмет — Образ — Смысл
#2
Выставка картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина знакомит с одним из самых привлекательных жанров живописи — натюрмортом. В экспозицию включены произведения мастеров XVII–XIX веков ведущих художественных школ Западной Европы, сыгравших важную роль в становлении и развитии этого жанра. На выставке представлены как произведения известных художников, так и редкие работы заново открываемых в наше время живописцев. Многие картины ведут свое происхождение из известных старых собраний: князей Барятинских, Д.И. Щукина, С.И. Щукина, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, И.С. Остроухова. Мир натюрморта — мир реальности, преображенной человеком, изображение вещей, сотворенных руками человека или испытавших его воздействие. Это мир неподвижного или ставшего неподвижным, мир вещей, увиденных вблизи и рассмотренных в деталях.

В натюрморте вещь обретает иное измерение, становится главным элементом композиции, а окружающее пространство превращается в условное обозначение места. Внимание сосредотачивается на предметах, подробно изученных и любовно изображенных, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение, наделяется особым сакральным смыслом.

В XVII столетии в Европе жанр переживает расцвет. Тогда были созданы его основные разновидности, иконографические и тематические варианты. На выставке демонстрируются цветочные букеты, Аллегории пяти чувств, плоды и фрукты, «завтраки», «рыбные», охотничьи натюрморты и «Суета сует» или Аллегория бренности. Современники понимали язык вещей и могли буквально прочитать послание, заключенное в изображении. В мире разнообразных предметов находили материальное воплощение духовные понятия и идеи.

Почти во всех натюрмортах XVII века проходит тема живого и мертвого, иногда отчетливо, иногда едва просвечивая сквозь видимую красоту и изобилие. Не случайно тема смерти запечатлена в самом названии этого жанра — nature morte — мертвая натура. Этот термин появился во Франции в XVIII веке. Но есть в натюрмортах не менее важная тема — тема жизни, тихой жизни вещей, когда предметы воссоздают определенную бытовую ситуацию. Изображается накрытый стол с завершенным роскошным завтраком или приготовленная скромная трапеза. Такие картины отражают присутствие человека, становятся носителями человеческих качеств и отношений. Им большее соответствует определение жанра, появившееся в Нидерландах и принятое в немецком и английском языках — Stilleben, still-life — неподвижная натура или тихая жизнь. Как пишет один из авторов XVII века, натюрморты создаются «для удовольствия и для игры» (Самюэл ван Хогстратен). Иными словами, для разгадывания заключенного в них поучительного смысла. Это искусство одновременно и развлекательное и назидательное, светское и религиозное.
 На выставке представлены работы художников основных западноевропейских школ, внесших вклад в становление и развитие натюрморта как самостоятельного жанра. В XVII столетии он переживает эпоху расцвета, обретает неповторимые национальные особенности.

В XVIII столетии вещи, входя в повседневный быт, утрачивают свое смысловое значение, из вещи больше себя самой вещь становится просто вещью, чаще — предметом украшения интерьера.

В XIX веке жанр натюрморта демонстрирует разнообразие творческих решений. Художники одного из направлений, существовавшего на протяжении всего столетия и представленного на выставке, стремились сохранить преемственность и возродить традиции «золотого» XVII века. Мастера европейских школ во второй половине столетия французские живописцы, сохраняя лаконичность и простоту композиции, проявляли особый интерес к передаче цвета, света и разнообразию фактур изображаемых предметов, закладывая основы нового художественного языка и взгляда на мир предметов, который определит судьбу этого жанра в искусстве следующего столетия.

Выставка предлагает зрителю увидеть и понять, как бытовое, так и более глубокое образно-смысловое содержание живописных произведений, открыть красоту и тайный смысл окружающего нас мира вещей.
#3
читать дальшескрыть
Адрес
Белгородский художественный музей
Белгородский художественный музей
Телефон
+7 (4722) 58–9–654
Официальный сайт
http://belghm.ru/
Дополнительная информация
График работы: Ежедневно с 10.00 до 19.00 выходной день — вторник последняя пятница каждого месяца — санитарный день. Внимание! С 1 сентября каждый четверг музей работает с 11.00 до 20.00

Каталог выставки

Каталоги

Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по умолчанию
по умолчанию
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!

Отзывы

Оставить отзыв
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Из-за недоступности посещения великих музеев, живу в небольшом городе на Севере, такая возможность очень полезна! Удивительно, что Госуслуги предложили! Думала, там covid, штрафы и налоги. Спасибо и Госуслугам и музеям, культурное и этическое воспитание у нас растерялись…
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Великолепная выставка! Как будто окунулся в мир прекрасных человеческих чувств и природы! Здорово, что можно познакомиться с картинами и их авторами, не выходя из дома! Это стоит посмотреть! Спасибо создателям проекта!
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Очень интересно! Красмво!
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Впечатляет!
Белгородский художественный музей
Очень красивые картины, просмотр принёс большое удовольствие

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
%title%
Топ-100