Рачков Николай Ефимович, видный русский живописец. Создавал жанровые картины, портреты, а так же иллюстрации для журналов «Искра», «Гусляр», «Иллюстрация». Уроженец Нижегородской губернии, обучался в Арзамасской художественной школе А.В. Ступина (1838—1845), затем преподавал в ней (с 1846). С начала 1850-х жил в Москве. В конце 1870-х совершил поездку по Европе, по возвращении был активным участником Московского общества любителей художеств (МОЛХ).
Женская головка, хранящаяся в собрании Чувашского государственного художественного музея является более поздним фрагментом-повторением его известной картины «У ворот» («У калитки»). Созданная в 1871 году и показанная на первой выставке объединения художников-передвижников. Картина имела успех и впоследствии была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым. И уже спустя годы, автор решил создать небольшую антологию своих самых удачных женских образов. Так появилась небольшая серия уютных крестьянских портретов, один из которых перед нами.
В картине «У ворот» изображена всего одна героиня — миловидная улыбающаяся молодая крестьянка, поджидающая кого-то у приоткрытой калитки. Она одета в теплый короткий тулуп (душегрею), длинную юбку с передником и сапоги, на голове красный платок. У ног девушки маленькая озорная собачка.
Более поздний портретный фрагмент — оплечный, заключен в овальную композицию. Открытый взгляд тёмных глаз, нежное лицо, чарующая дружелюбная улыбка молодой русской крестьянки в красном платке не оставляет зрителей равнодушными. Народные образные «портреты-типы» распространены в русской живописи XIX века. В них предстаёт горячо любимый образ Родины, родного народа, русского уклада жизни. Ряд художников посредством такой формы выражает идеи сочувствия, единения с простым людом. Другие, как художник Рачков в данном произведении — откровенно любуются очарованием молодости, чистотой души, простых и понятных эмоций.