Графическая композиция «Выбор невесты» выполнена Лидией Ивановной Теютиной в прибрежном чукотском поселке Уэлен, где с 1931 года существует косторезная мастерская. Сюжет произведения основан на детских воспоминаниях художницы, когда к уэленцам, главным занятием которых была охота на морского зверя, приезжали из тундры их собратья-оленеводы. По случаю приезда гостей устраивались празднества и проводились оленьи гонки, в ходе которых юноши выбирали себе невест. Гравюру Теютиной отличают ритмичная композиция, тонкая линия рисунка, нежная цветовая гамма, построенная на сочетаниях бежевых и серо-голубых тонов. Естественный молочно-белый цвет моржовой кости тоже играет важную роль в создании художественного образа: мы легко представляем себе заснеженную тундру и подернутое белесой дымкой зимнее небо Чукотки.
Выбор невесты
Dimensions
45,6x4,6x10 cm
Technique
моржовый клык, графит цветных карандашей, резьба, гравировка
Collection
Exhibition
5
Open in app#4
#5
Лидия Теютина. 1970-е гг.
Лидия Ивановна Теютина — одна из самых известных чукотских гравировщиц второй половины ХХ — начала XXI века. Ее работы охотно приобретали не только отечественные, но и зарубежные музеи.
#7
Поселок Уэлен. 1990-е гг.
#8
Этот небольшой поселок расположен на стыке Северного Ледовитого и Тихого океанов. Дома уэленцев стоят на узкой косе между морем и обширной лагуной. Зима длится здесь с октября по май, и даже в начале июля в море и лагуне еще можно увидеть лед. Но зато эта суровая земля — идеальное место для охоты на моржей. Добывают их на плаву с помощью гарпунов и карабинов и на лежбищах, где в руках у зверобоев только одно оружие — копья.
#9
Охота на моржей на лежбище. Автор Аромке. Моржовый клык, графит цветных карандашей, резьба, гравировка
#10
В Музее Востока хранится скульптурная группа, созданная в 1942 году уэленским резчиком по кости Аромке. Он изобразил охоту своих односельчан на вышедших на берег моржей. Ружей у зверобоев нет потому, что шум выстрелов испугает зверей, и они ринутся в воду, давя друг друга. Аромке, один из создателей Уэленской косторезной мастерской, был дедом Лидии Теютиной. В «Уэленской косторезке» работала и его дочь, мать Лидии Вера Эмкуль.
#11
Вера Эмкуль. 1950-е гг.
#12
Вера Эмкуль — первая чукчанка, взявшая в руки инструменты гравера. (До середины 1930-х годов косторезное ремесло было на Чукотке исключительно мужским занятием). Ее примеру последовали другие девушки, и вскоре в чукотской гравировке сформировалось особое, «женское направление». Будучи как все северянки искусными вышивальщицами, женщины обладали более тонким, чем у мужчин, чувством линии и цвета. С их приходом в Уэленскую мастерскую изменился и характер сюжетов: теперь в гравировке доминировали не сцены охоты, а темы, связанные с обрядами и семейными праздниками. Именно эти черты отчетливо прослеживаются в гравюре Лидии Теютиной, которая стала достойной ученицей своих талантливых родных и так же, как Аромке и Эмкуль, посвятила косторезному искусству Чукотки всю свою жизнь.
read morehide
Выбор невесты
Dimensions
45,6x4,6x10 cm
Technique
моржовый клык, графит цветных карандашей, резьба, гравировка
Collection
Exhibition
5
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share