Видение хутынского пономаря Тарасия
Dimensions
163,3х129,4 см cm
Technique
дерево, темпера
Collection
Exhibition
2
Open in app#1
Неизвестный автор
Видение хутынского пономаря Тарасия
#2
#3
Из Спасо-Преображенского собора (1515 г.) Хутынского монастыря близ Новгорода.
#4
Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря. 1515 г.
#5
Сюжет и иконография
#6
Икона иллюстрирует одно из посмертных чудес прп. Варлаама Хутынского (ум. 1192 (1193?) или 1210 г.), одного из наиболее почитаемых новгородских святых, основателя и первого игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.
Сюжет иконы основан на реальных фактах новгородской истории 1505–1508 гг., когда город пострадал от опустошительного пожара и моровой язвы. По преданию, накануне этих трагических событий восставший из гроба преподобный Варлаам повелел Тарасию, пономарю Спасо-Преображенского собора, трижды взойти на кровлю храма и взглянуть на Новгород. Из трех видений Тарасия — поднявшихся вод озера Ильмень, летящих на город стрел болезней и огненного облака пожара — Варлааму удалось своими молитвами предотвратить лишь наводнение.
Композиция иконы разделена на две зоны: «небесную» и «земную». В верхней части — Св. Троица в окружении небесных сил и ликов святых. Бóльшую часть изображения занимает уникальная панорама средневекового города с его многочисленными храмами и окрестными монастырями, а также сценами повседневной жизни новгородцев.
Сюжет иконы основан на реальных фактах новгородской истории 1505–1508 гг., когда город пострадал от опустошительного пожара и моровой язвы. По преданию, накануне этих трагических событий восставший из гроба преподобный Варлаам повелел Тарасию, пономарю Спасо-Преображенского собора, трижды взойти на кровлю храма и взглянуть на Новгород. Из трех видений Тарасия — поднявшихся вод озера Ильмень, летящих на город стрел болезней и огненного облака пожара — Варлааму удалось своими молитвами предотвратить лишь наводнение.
Композиция иконы разделена на две зоны: «небесную» и «земную». В верхней части — Св. Троица в окружении небесных сил и ликов святых. Бóльшую часть изображения занимает уникальная панорама средневекового города с его многочисленными храмами и окрестными монастырями, а также сценами повседневной жизни новгородцев.
#7
Художественные особенности
#8
Памятник принадлежит к тому направлению иконописи Новгорода второй половины XVI столетия, для которого были характерны интерес к исторической реальности, повествовательность и иллюстративность, приверженность к миниатюрной форме, сложные ракурсы фигур и тщательность в проработке деталей.
#9
Новгородский музей-заповедник
read morehide
Видение хутынского пономаря Тарасия
Dimensions
163,3х129,4 см cm
Technique
дерево, темпера
Collection
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share