#2
#12
Храмовая икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (построен в 1119–1130 гг.) В этом же соборе находилось и «Благовещение Устюжское».
Первоначально образ, игравший в одноименном храме одну из ключевых ролей, помещался в древней алтарной преграде или на одном из подкупольных столбов (их ширина близка ширине иконной доски).
Первоначально образ, игравший в одноименном храме одну из ключевых ролей, помещался в древней алтарной преграде или на одном из подкупольных столбов (их ширина близка ширине иконной доски).
#11
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде
#9
Посвящение новгородского монастыря и главного монастырского собора святому Георгию было продиктовано тем особым значением, которое имел культ мученика в русской княжеской среде со времен князя Ярослава Мудрого (1036-1054), принявшего в крещении имя Георгий.
#4
Сюжет и иконография
#5
Согласно житию, Георгий — воин, живший в конце III — нач. IV в. в Каппадокии (Малая Азия) и принявший мученическую смерть за исповедание христианства при императоре Диоклетиане.
Святой Георгий представлен на иконе в рост в полном воинском облачении — такой вариант иконографии получил распространение в византийском искусстве в IX–X веках.
#6
Художественные особенности и стиль
#7
Первоначальная живопись XII века сохранилась на иконе частично. Помимо общей композиции, контуров фигур и одеяний, к XII веку относятся: сиреневый нимб и диадема, верхняя часть кольчуги с перевязью, поручи и некоторые другие фрагменты фигуры и фона.
Во время раскрытия иконы (освобождения от более поздних красочных слоев) в местах утрат оригинала реставраторы оставили слои разновременных поновлений. Большая часть фигуры, а также лик и руки переписаны в XIV веке. Черты лика святого мельче, чем это было принято в домонгольское время, а их рисунок приближен к естественным нормам. Кроме того, на иконе имеются поновления XVI, XVII и XIX веков; к ним относятся фрагменты фона на полях иконы, порты, обувь и меч святого.
Во время раскрытия иконы (освобождения от более поздних красочных слоев) в местах утрат оригинала реставраторы оставили слои разновременных поновлений. Большая часть фигуры, а также лик и руки переписаны в XIV веке. Черты лика святого мельче, чем это было принято в домонгольское время, а их рисунок приближен к естественным нормам. Кроме того, на иконе имеются поновления XVI, XVII и XIX веков; к ним относятся фрагменты фона на полях иконы, порты, обувь и меч святого.
read morehide
Великомученик Георгий
Dimensions
230x142 cm
Technique
дерево, темпера
Collection
21
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share