Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Ваза в виде ажурной корзинки

Technique
бисквит, фарфор; позолота, надглазурная роспись
2
Open in app
#2
Ваза была выполнена на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1820-х годах, когда в русском искусстве преобладал классицизм. Художники этого стиля часто обращаются к античным мотивам: композиция постамента вазы восходит к искусству Древнего Рима. Сочетание белого фарфора и позолоты также характерны для классицизма. 

В первой половине XIX века Императорский завод активно сотрудничал с лучшими скульпторами России, в том числе и с автором данной вазы Степаном Пименовым (1784–1833), который участвовал в создании скульптурного оформления зданий Главного адмиралтейства, Главного штаба, Александринского театра, Казанского собора в Санкт-Петербурге.
#3
Князь Владимир. Фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге. Степан Пименов. 1801–1811
#4
Пименов одевает классицистические фигуры граций в русские народные костюмы и превращает их в русских крестьянок. Интерес к народной культуре особенно возрос в России в связи с появлением патриотических настроений после победы над Наполеоном, и многие художники стали воспевать в своих картинах простой крестьянский быт. 

Одним из самых талантливых живописцев того времени был Алексей Венецианов (1780–1847), по рисункам которого Пименов сделал свою самую известную работу в фарфоре — скульптуру «Водоноска». В «Водоноске» скульптор создает изящный образ крестьянки — этот же мотив мы узнаем в вазе из музея «Кусково».
#5
На пашне. Весна (фрагмент). Алексей Венецианов. 1820-е. Государственная Третьяковская галерея 
Водоноска (Девушка с коромыслом). Степан Пименов. 1810-е
#6

Состояние сохранности

#7
Конструкция вазы — это многосоставная композиция, собираемая при помощи металлических креплений и монтируемая на гипс. Такой способ сборки применяется для ваз большого размера.
#8
Общий вид до реставрации
#9
За почти двести лет существования вазы условия ее хранения не всегда были благоприятны, и металлические крепления утратили свои свойства. В результате керамические части покрылись трещинами, некоторые фрагменты были утрачены.
#10
Общий вид после расшивки фрагментов
#11
Реставраторы Центра обнаружили, что ваза ранее реставрировалась: были восполнены некоторые части фигур девушек (руки и пальцы), одна из ручек вазы.

Корзинка вазы из музея «Кусково» заметно отличается от корзинки аналогичного предмета из Екатеринбургского художественного музея. После демонтажа реставраторы обнаружили, что эта часть вазы не оригинальная: для замены корзинки ранее подобрали сухарницу, изготовленную на украинском заводе Барановка в начале ХХ века.
#12
Ваза в виде ажурной корзинки (фрагмент)
#13
На корзинке стоит клеймо завода. Аналогичный орнамент встречается и на других изделиях Барановского завода.
#14
Кастрюля-жаровня. Барановка. 1810–1830
#26
На примере аналогичной вазы из Екатеринбургского музея изобразительных искусств видно, какой была оригинальная корзинка.
#15
Десертная ваза на скульптурном основании с фигурами русских крестьянок. Степан Пименов. 1820-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
#16
Ваза была сильно загрязнена, поверхность покрылась пылью, пятнами и клеевыми затеками. Старые склейки местами разошлись, реставрационные материалы потемнели. Были видны производственные дефекты в виде многочисленных черных трещин в керамической массе.

Многие фрагменты были утрачены: части рук женских фигур, цветов, лент, около 70% верхушек колосьев. Позолота и поверхность надглазурной краски были потерты и местами поцарапаны.
#17

Реставрация

#18
Реставраторы очистили поверхность вазы, удалили следы предыдущей реставрации, обесцветили трещины.
#19
Основание вазы до и  после удаления продуктов коррозии
#20
Были восполнены отколовшиеся фрагменты женских фигур.
#21
Фрагмент в процессе реставрации. Восполнение утрат 
#22
Утраченная ручка корзинки была восполнена и тонирована по аналогии с сохранившейся. Также реставраторы демонтировали старые металлические крепления корзинки и ножки и заменили их новыми, изготовленными путем снятия форм с аналогичных фрагментов.
#23
Фрагмент до и после восполнения утрат
#24
Затем фрагменты были склеены, а трещины — укреплены. В завершение реставраторы тонировали утраты росписи и покрыли поверхность вазы консервационным лаком. Чтобы конструкция была более прочной, были изготовлены армирующие вставки.
#25
Общий вид после реставрации
read morehide

Ваза в виде ажурной корзинки

Technique
бисквит, фарфор; позолота, надглазурная роспись
2
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%