Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Тысячи лиц

Dimensions
Высота - 28,5 см cm
Technique
Бумага, гуашь, белила, тушь, перо, кость, дерево, фольга, металл, ткань; роспись, аппликация, резьба
0
Open in app
#1
Веер «Тысячи лиц» (мандаринский)
#2
Веер был привезен из Китая и относится к так называемым «мандаринским» веерам. Подобные веера были очень популярны в Европе, а название пошло от именования мандаринами китайских чиновников, чьим непременным атрибутом был веер.
Характерной особенностью этих вееров являются бумажные экраны, покрытые росписью гуашью в манере китайской «прибрежной школы», использующей плотные, насыщенные цветом краски. Лица многочисленных персонажей выполнялись из тонких пластинок слоновой кости с росписью, а их одежда — из фрагментов шелковых тканей, наклеенных на экран. Для западного покупателя, жаждущего восточной экзотики, они были олицетворением непостижимого таинственного Востока. Выйти в свет без восточного веера считалось плохим тоном.
#4
Оборотная сторона веера
#5

Состояние сохранности 

#6
В реставрацию веер поступил в руинированном состоянии: все пластины веера, кроме одной, были поломаны, наблюдалось общее поверхностное загрязнение и следы предыдущей непрофессиональной реставрации: некоторые пластины были укреплены при помощи картона. Экран веера был сильно разрушен, разорван на шесть частей. От имеющихся повреждений красочный слой и основа местами были утрачены, наблюдались поверхностные загрязнения: пятна клея, грязь, пыль.
#7
Экспонат до реставрации 
#3

Реставрация 

#8
Из-за сильных механических повреждений было принято решение полностью отделить экран веера от станка, а также разделить две половинки экрана. Реставрацией костяного станка занималась С.В. Медведева, а бумажного экрана — Е.Г. Соловьева.
#9
В процессе реставрации
#10
Была составлена карта-схема расположения отпавших фрагментов станка веера, по которой удалось определить симметричность рисунка резьбы. Таким образом, при восполнении утрат пластин были использованы прямые аналогии.  
Для деликатного удаления поверхностных загрязнений и следов клея был подобран специальный раствор. После очистки пластины помещались в пресс для предотвращения возможной деформации. Следующим этапом стало укрепление и мастиковка трещин на пластинах.
Важную часть работы составил выбор материала для изготовления утраченных фрагментов. Необходимо было сохранить воздушность, легкость прорезного орнамента веера. Был выбран материал близкий к авторскому — кость, но кость бивня мамонта. Ее структура прочна и работает на изгиб. Специалисты отдела провели тончайшую работу — самой тонкой пилкой ювелирного лобзика вырезали внешние контуры утраченных фрагментов.
#11
Дублировочные пластины и восполненные фрагменты, подготовленные для склейки
#12
Затем на полученных фрагментах была проведена самая ответственная операция — выпиливание ажура на специально приспособленной доске «ласточкин хвост» ювелирным лобзиком.
#13
#14
Работе с экраном предшествовал комплекс физико-химических исследований красочного слоя. В укреплении он не нуждался. Тогда сотрудники отдела приступили к восполнению утрат. Для этого была подобрана по цвету, толщине и фактуре реставрационная бумага.
В заключение под отстающие кусочки ткани и костяные личики был подведен кроличий клей. Обе половины экрана были сдублированы на японскую бумагу.
#15
#16
Работа с веером «Тысяча лиц» — пример традиционного метода восполнения утрат костяной основы в материале, с соблюдением принципа отличимости. Однако в XXI в. в реставрационную практику входит все больше синтетических материалов, позволяющих визуально имитировать оригинальную основу и более удобных в работе со сложными художественными восполнениями и реконструкциями.
read morehide

Тысячи лиц

Dimensions
Высота - 28,5 см cm
Technique
Бумага, гуашь, белила, тушь, перо, кость, дерево, фольга, металл, ткань; роспись, аппликация, резьба
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%